РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
17 ноября 1869 года, а именно 145 лет назад Суэцкий канал был открыт для судоходства.
Судоходный, безшлюзовый канал, соединивший Средиземное и Красное моря для судуходства, позволил водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. И сегодня канал является главным источником дохода для Египта наряду с добычей нефти и туриндустрией.
До открытия канала транспортировка осуществлялась путем разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями. Кроме того, Суэцкий канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки.
Авторами проекта выступили французские и итальянские инженеры (Линан, Мужель, Негрелли). На реализацию этой масштабной идеи ушло 11 лет. Не смотря на громкое имя, известное сегодня многим людям, канал, по сути, представлял собой просто ров длиной 163 км, безо всяких шлюзов.
А сколько копий поломало научное сообщество Европы во время проектирования работ. Среди тех, кто оспаривал неточность измерений, были французские математики Лаплас и Фурье. Позже их теорию подтвердили британские офицеры, прибывшие на место строительства.
Проект разорил Египет, и в 1876 году страна была объявлена банкротом. Это повлекло за собой установление над ней финансового контроля держав-кредиторов – Франции и Англии, так называемой англо-французской "Всеобщей организации Суэцкого канала". В 1956 году канал был национализирован египетскими властями. На протяжении Первой и Второй мировых войн судоходство канала регулировала Великобритания.
Торжественная церемония открытия Суэцкого канала состоялась 17 ноября 1869 года, эта дата и считается днем его основания. Первой по водной глади канала прошла яхта «Эгль» с императрицей Франции Евгенией – супругой Наполеона III – на борту. Кроме нее на яхте находился главный строитель канала – французский инженер виконт Фердинанд Мари де Лессепс.
Среди августейших и именитых особ на церемонии присутствовали император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой и прусский принц. Празднование продолжалось семь дней и семь ночей и обошлось хедиву (государю Египта) Исмаилу в 28 миллионов золотых франков.
Суэцкий канал стал свидетелем, если не причиной, смены власти разных государств, участвующих в проекте его строительства, а также войн и политических конфликтов. Среди самых известных вооруженных столкновений Нового времени, пожалуй, по праву, можно считать Шестидневную войну 1967 года и арабо-израильскую войну 1973-го.
И сегодня Суэцкий канал все время дополняется новыми проектами, так, с 1981 года в районе города Суэц под дном канала функционирует автомобильный туннель, соединяющий Синай и континентальную Африку. Это монументальное сооружение является одной из самых ярких достопримечательностей Египта.
По данным 2009 года, около 10% мировых морских сообщений проходит через канал. Общее время прохождения по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов. А по последним данным – 55.
Его длина 161 км (173 км вместе с морскими подходами). После реконструкции ширина 120–318 м, глубина 16,2 м. В 1981 г. завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тыс. т (по завершении второй очереди – до 250 тыс. т) и грузовые суда дедвейтом до 370 тыс. т. Глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.
Источники: Большая советская энциклопедия (БСЭ), Википедия.
Наверх