РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Конвенция о труде в морском судоходстве (MLC 2006) вряд ли решит все проблемы моряков, сказал в интервью "IHS Maritime" специалист по трудовому праву, юрист Эндрю Декани (Andrew Dekany). Тем не менее, консолидировав и внеся поправки в большое количество ранее существовавших конвенций МОТ, эта конвенция добилась самого высокого уровня ратификации среди всех остальных документов МОТ. Декани подвёл итоги года действия Конвенции, отметив её достижения и неудачи.
По его мнению, главное в понимании КТМС – это усвоить, что Часть А этой конвенции, положения которой носят обязательный характер, применима почти ко всем её участникам; а Часть В, которая носит рекомендательный характер, охватывает большую часть спорных вопросов. Декани подчеркнул, что несмотря на то, что несколько крупных морских держав пока не ратифицировали КТМС, они, без сомнения, станут аккуратнее в вопросах соблюдения прав моряков. "Высокий уровень ратификации, помноженный на чрезвычайно положительный эффект от подготовки к введению КТМС, требование информировать моряков об их правах и способах их защиты, а также активное освещение в СМИ всех вопросов, связанных с подготовкой и ратификацией КТМС, всё вместе это значительно повысило осведомлённость моряков об их правах", - заявил он. Теперь есть единый, доступный источник, который содержит информацию о минимальных стандартах для всей судоходной отрасли, и поэтому игнорировать его очень трудно, даже тем странам, которые Конвенцию не ратифицировали.
Однако ложка дёгтя присутствует – она в деталях, определения некоторых терминов остаются размытыми. Так, например, нет ясности в том, кого считать "моряком" в целях данной Конвенции. В тексте Конвенции "моряк" определяется как "любое лицо, занятое на любой должности или работающее по найму в любом качестве на борту судна, к которому применяется настоящая Конвенция". Очевидно, что это определение охватывает гораздо больше работников, чем обычный состав экипажа судна. В большинстве случаев вопрос о том, считать "моряком" того или иного человека, исполняющего трудовые обязанности на борту судна, не вызывает особых трудностей, однако есть "серые места". Окончательное решение о том, подпадает ли тот или иной работник под защиту КТМС, принимает государство флага, что неизбежно ведёт к некоторой путанице. Однако юрист предупреждает: "МФТ может использовать своё влияние, если будет не согласна с каким-либо случаем интерпретации государством флага определения "моряк". Также нет окончательной ясности в вопросах, касающихся брошенных моряков. КТМС предусматривает обязанность судовладельца по репатриации моряков, но право моряков на репатриацию ограничивает случаями расторжения или истечения контракта о найме. "А что делать в случае, когда судно брошено на якоре посреди моря, и вы не снабжаете моряков продуктами питания и не платите им зарплату?", - спрашивает Декани. Пока не ясно, подпадает ли такой случай под положение об обязательной репатриации моряков. Справедливости ради стоит отметить, что в апреле этого года в КТМС были внесены дополнения, охватывающие ситуации, когда моряков оставляют без средств существования и какой-либо помощи. Более того, в целях КТМС моряк будет считается брошенным в том случае, если он не получает причитающуюся ему по контракту зарплату хотя бы два месяца. Соглашение всех 13-ти клубов взаимного страхования (P&I Clubs) из состава Международной Группы (International Group) расширить границы стандартного страхового покрытия P&I и включить в него расходы на репатриацию в случае банкротства отвечает требованию КТМС о необходимости для судовладельца предоставить финансовые гарантии выполнения своих обязательств. Не до конца решённым остаётся вопрос о задолженностях по зарплате. КТМС не предусматривает выплаты и денежные пособия до того, как моряк покинет судно, "что заставляет моряков, у которыз имеется задолженности по зарплате, оставаться на борту", отмечает Декани. Поправки, одобренные в этом году, вступят в силу в 2017 году. Ответственность, предусмотренная в случае оставления моряков, будет включать задолженности по зарплате за срок до 4 месяцев.
Процедура рассмотрения жалоб
Один из основных элементов КТМС – положение о процедуре рассмотрения жалоб. Любая жалоба, возникшая в период между проверками, должна быть рассмотрена беспристрастно, результативно и без проволочек. Подобные жалобы нельзя будет просто проигнорировать, подчеркивает Декани, однако добавляет: "КТМС не конкретизирует, какой суд должен рассматривать возникший конфликт. Определение юрисдикции остаётся очень сложным вопросом, когда дело касается жалоб моряков. Тем не менее, Декани признаёт, что КТМС проделала большой путь в правильном направлении, и являющаяся её неотъемлемой стороной гибкость стимулирует страны соглашаться с теми или иными требованиями, даже если некоторые моменты остаются не до конца определенными. "КТМС всегда была не просто инструментом защиты моряков. Также, она является средством защиты добросовестных операторов, уважающих трудовые права своих работников, от нечестной конкуренции со стороны субстандартных судов", - подчеркнул Декани. Это возможно, потому что Конвенция косвенно затрагивает всех судовладельцев. Так, даже если судно ходит под флагом страны, нератифицировавшей КТМС, оно становится объектом проверок в порту страны, ратифицировавшей КТМС, таким образом КТМС отменяет "благоприятный режим". Для многих судовладельцев и операторов с вступлением в силу КТМС мало что изменилось, однако многие моменты прояснились, например, чётко обозначилась процедура рассмотрения жалоб. "Честно говоря, уровень ратификации Конвенции странами-поставщиками рабочей силы для судоходной отрасли мог бы быть и выше, однако в целом я бы сказал, что от её введения выиграли все", - заключил Декани.
"IHS Maritime", автор: Ричард Клейтон (Richard Clayton)
(информация представлена Центром Информации и Аналитики - ЦИА РПСМ - имени Александра Агеева, Новороссийск)
Наверх