РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Новый законопроект изменит действующее законодательство в работе британских страховых компаний, которые в случае принятия поправок не смогут осуществлять оплату выкупа террористам, сообщает издание "Lloyd's List". Координатор Международной федерации транспортников (МФТ) в России Сергей Фишов считает, что у представителей судоходной отрасли есть опасения, что новые нормы получат распространение в случаях захватов судов пиратами.
В случае принятия нового закона в Великобритании страховым компаниями будет запрещено покрывать расходы, направленные на оплату выкупа террористам. В связи с этим морские страховщики обратились с просьбой прояснить ситуацию с будущими страховыми возмещениями общего убытка или в случае похищения человека и выплаты выкупа, если речь идёт о захвате пиратами судна и моряков в качестве заложников.
«Для многих стран это обычная практика – не платить выкуп террористам ни при каких обстоятельствах. У многих (судовладельцев) вызывают опасения изменение в толковании нового закона. Опасаются, что закон станет распространяться на случаи пиратских захватов судов. Сейчас британские страховщики осуществляют страховые покрытия рисков судовладельцев в случае захвата судна с последующим предоставлением выкупа. Если новое толкование будет распространенно на пиратские захваты, то судовладельцы не смогут больше страховать свои риски по освобождению своих судов, грузов и членов экипажа из рук сомалийских и нигерийских пиратов», – считает Сергей Фишов.
По его словам, разница между терроризмом и пиратством юридически обозначена в международных документах. Так, например, в случае террористического акта – злоумышленники требуют выкуп за заложников, в то время как в случае захвата судов – пираты требуют выкуп за судно, груз и членов экипажа.
Мнение мировых экспертов разделилось, некоторые считают, что терроризм и пиратство с юридической точки зрения – разные понятия, а значит, на пиратство этот запрет не распространится. Однако в действительности большой разницы между этими понятиями нет, поэтому существует вероятность двусмысленного толкования закона.
«После того, как законопроект вступит в силу, выплата денег в качестве выкупа террористам будет считаться правонарушением. Для того, чтобы положить конец неопределенности в вопросах страховых выплат в случае похищения человека и оплаты выкупа за заложников и "перекрыть" один из главных каналов финансовых поступлений для террористов, новый законопроект вносит поправку в существующий закон. Это станет гарантией того, что британские страховые компании не смогут осуществлять оплату выкупа террористам», – заявила специалист Тереза Мэй (Theresa May), выступая перед группой экспертов Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSID).
По её словам, только за прошлый год группировка "Исламское государство" получила в общей сложности около 44 миллионов долларов в качестве выкупа за заложников.
"Лондон – центр страхования случаев похищения человека и выплаты выкупа, и беспокойство страховщиков совершенно логично, хотя те, с кем я обсуждал эту тему, уверены, что новый законопроект – это скорее уточнение, чем изменение", – считает юрист, занимающийся вопросами выплат выкупов сомалийским пиратам Стефен Аскинс (Stephen Askins) из компании «Ince&Co».
По его мнению, при существующем сегодня раскладе выплаты выкупа пиратам являются абсолютно прозрачными сделками. Наибольшие трудности будут возникать у судовладельцев, чьи суда работают в Западной Африке, особенно у берегов Нигерии, так как именно эти районы сегодня являются "горячими точками". Например, несмотря на то, что выкупы в самой Нигерии запрещены, бандиты их получают, а органы власти зачастую выступают в сговоре с ними.
«Балтийский и Международный морской совет» (БИМКО) твёрдо придерживается мнения о том, что платить или не платить выкуп пиратам за освобождение членов экипажа и судна вправе решать сами судовладельцы, и нельзя препятствовать осуществлению ими своей обязанности – защищать свои экипажи, – цитирует издание заявление международной организации.
В ряде случаев у страховых компаний могут возникнуть проблемы, если им придётся доказывать, что те пиратские группировки, которым они выплатили деньги в качестве выкупа, не связаны с террористами, – считает специалист по безопасности Палаты судоходства Великобритании Гевин Симмондс (Gavin Simmonds).
Другой специалист из сферы морской безопасности подчеркнул, что «судоходная отрасль полностью поддерживает меры против терроризма, однако пиратство – это совершенно другое дело. Совершаемые пиратами преступления подпадают под морское право и под местное законодательство», – уточняет источник.
И хотя неоднократно высказывались предположения в том, что сомалийские пираты связаны с террористическими организациями, никаких доказательств этого пока не было предоставлено. Пиратство – это не терроризм, и так оно и будет, пока кто-то не докажет обратное, что маловероятно, – считают эксперты.
Наверх