15.12.2014

Пираты о нападении не предупреждают

Международный разработчик систем безопасности – компания "Thales – на выставке «Euronaval 2014» представила новый IT-продукт «Pastor» для защиты судов от пиратов, сообщает портал «World maritime news». Специалисты по антипиратской проблеме отмечают, что защита от пиратов эффективна в комплексе мер, включающих в себя новейшие IT-системы, бдительность моряков и готовность судовладельцев вкладываться средства безопасности.

Новая система «Pastor» предназначена для судовладельческих компаний и основана на комбинации систем раннего предупреждения, предотвращения и сдерживания. «Pastor» разработан специально для того, что находить и идентифицировать небольшие, быстроходные суда, которые обычно используют пираты, пока они находятся на достаточном удалении от судна, чтобы у экипажа было время на принятие всех необходимых мер для предотвращения или сдерживания нападения. 

Программа объединяет в себе функции обнаружения (радара) и опознавания для того, чтобы офицер безопасности или судовая группа обеспечения безопасности могли заблаговременно получить предупреждение об угрозе столкновения с пиратами.

Другим примером  разработки новых антипиратских программ стала система, разработанная недавно южнокорейской компанией «Samsung Heavy Industries». Она должна помочь судам обнаруживать пиратов и не давать им возможности подняться на борт. Сигнал тревоги включается, когда приближающееся судно не реагирует на радиосвязь между судами или показывает необычные для судовождения характер и скорость движения.

Система включает в себя прожектор, действующий в качестве сдерживающего и блокирующего действия нападающих "оружия". Сигнал тревоги даётся автоматически, оповещая соответствующие организации и службы о нападении. Кроме того, автоматизированная система цифрового радиовещания позволяет находящимся вблизи судам опознавать друг друга.

Она позволяет вахтенным управлять водяными пушками на палубе судна дистанционно, на расстоянии до 70 м, когда пираты пытаются подняться на борт. Это убережет экипаж от опасности в случае, если пираты откроют огонь по водяным пушкам. Система может быть применена на большинстве имеющихся судов. Производители рассчитывают, что с учетом ситуации в водах Сомали оборудовать свои суда новой системой захотят многие судовладельцы.

Однако, по словам экспертов, время от времени на рынке появляются новые системы и комплексы обнаружения подозрительных, и они действительно необходимы, но по ряду причин не получают массового признания и внедрения.

«Необходимо учитывать целый ряд факторов, препятствующих или способствующих захвату: регион, тактика пиратов, высота борта судна, тип судна, скорость и т.д. Так, к примеру, в районах Сомали и Гвинейского Залива – местах промысла местных рыбаков –"подозрительные цели" обнаруживали визуальными методами и радарами. Но вопрос состоит в том, что это дает? Пираты не вывешивают флаг "Веселого Роджера", и до тех пор, пока не начнется атака или у них не будут замечены абордажные крюки и другое оружие их невозможно идентифицировать», –  считает Региональный директор в странах Восточной Европы Международной программы Гуманитарный ответ морскому пиратству" Александр Димитревич.

По его словам, пираты не устанавливают стандартные системы опознавания типа АИС. Даже если новые системы справятся с задачей оповещения о приближении подозрительной цели в ночное или дневное время, всегда остается вопрос действий экипажа в подобных условиях, их готовность и навыки.

«Вообще предотвращению захвата эффективно способствуют только комплексные меры, и они описаны в руководстве «Лучшая практика по противодействию пиратам» (BMP 4). Вкратце это использование колючей проволоки, мешков с песком, бронсбойдов, а также вахтенное наблюдение, наличие цитадели и, конечно же, вооруженная охрана на борту. К тому же, популярность систем напрямую зависит от их стоимости и от сознательности судовладельца, т. к. в большинстве случаев захваты случались с судами нерадивых владельцев судов, которые попросту экономили на безопасности», – считает Александр Димитревич.

Исходя из вышесказанного, общего и определенного решения для проблемы пиратства нет. Новые изобретения, безусловно, нужны и важны, но всем сторонам необходимо сплотиться в борьбе с пиратами и принимать все меры для безопасности судов. На сегодняшний день проблема пиратства не разрешена до конца.

↑ 

Наверх