25.12.2014

Леди на капитанском мостике

В МГУ им. адм. Г.И. Невельского состоялся Капитанский час с участием капитана дальнего плавания Татьяны Сухановой и девушек-курсантов Морской академии.

По предложению проректора по морской и конвенционной подготовке, вице-президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов Николая Чепцова очередной Капитанский час был проведен в необычном формате: его название – «Леди на капитанском мостике» – говорит само за себя.

– В нашем университете учится немало девушек, которые мечтают посвятить себя морю, сказал Николай Романович, открывая встречу. – Но российский и мировой опыт показывает, что одной мечты мало. Мало сдать вступительные экзамены, стать курсантом и даже получить диплом судоводителя. Работать в море остаются единицы. И уже совсем немногие становятся капитанами. Но все-таки становятся! Я сам был учеником первой в мире женщины-капитана Анны Щетининой и горжусь этим. А сегодня, по просьбе Дальневосточной ассоциации морских капитанов, на встречу пришла капитан дальнего плавания Татьяна Суханова. Мы считаем, что знакомство с замечательным человеком и настоящим профессионалом будет полезно девушкам, которые готовятся стать штурманами.

Забегая вперед, скажем, что проректор оказался прав: разговор с Татьяной Анатольевной был содержательным, откровенным, порой, даже жестким, но очень интересным.

Татьяна Суханова родом из Хабаровского края. В 1988 году поступила на судоводительское отделение Благовещенского речного командного училища, которое окончила с красным дипломом. Говорит, что выбор был случайным, поступала «заодно» с мальчишками-земляками. Но, разумеется, уже тогда сыграли свою роль характер и целеустремленность: ведь девушке отовсюду пришел отказ, кроме Благовещенска. И если в советское время учиться на штурмана ей было непросто, то еще сложнее оказалось устроиться на работу, когда наступило перестроечное время. Пять лет Татьяна Анатольевна проработала третьим, а затем вторым помощником капитана в Амурском речном пароходстве на теплоходе «Г. Седов». На излете двадцатого столетия поступила в ДВВИМУ на судоводительский факультет. Училась заочно, окончив шестилетний курс обучения за четыре года.

К слову: история восхождения представительниц прекрасного, но отнюдь не слабого пола на капитанский мостик настолько же увлекательна, насколько поучительна и драматична. По мнению некоторых историков флота, первой в мире взошла на мостик ирландка Грейс О’Нейл, которая командовала пиратским судном. Но если быть точнее, то первой «королевой пиратов» еще в третьем веке до нашей эры стала Теута, королева Иллирии, бросившая вызов могущественной Римской империи.

История сохранила десятки имен женщин-флибустьеров, как правило, представительниц знатных и богатых родов Англии, Франции, Испании, Ирландии, Турции, Марокко, Северной и Южной Америк. Исключением является китаянка Цзин Ши, известная как мадам Цзин. Бедная и безродная девушка, имя которой прогремело уже в XIX веке, возглавила флот в 2000 судов. Под ее началом находилось 70 тысяч головорезов, и они держали в страхе все тихоокеанское побережье. В конце концов, императрица Китая вступила с мадам Цзин в переговоры и предложила амнистию.

Упомянутые дамы не имели ни малейшего понятия о навигации, лоции и астрономии. Они командовали судами, но не были водителями фрегатов. Поэтому мы с полным правом можем сказать, что эпоха женщин-капитанов началась в 20 веке и открыла ее наша соотечественница Анна Ивановна Щетинина. Воспоминаниями о капитане Анне поделились капитаны дальнего плавания Н. Чепцов и Г. Воронин.

Анна Ивановна сошла на берег в конце семидесятых. Последним ее судном стал теплоход «Антон Чехов». Почти сорок лет после нее капитанский мостик в ДВМП оставался вакантным для девушек. В начале XXI века на него взошла Татьяна Суханова, став в 36 лет капитаном теплохода «Капитан Кириченко». Первое боевое крещение в должности капитана Татьяна Анатольевна приняла во время перехода через три океана: Тихий, Индийский и Атлантический.

В Малаккском проливе «полетел» главный двигатель. По пути в Сингапур их накрыл очередной шторм и повредил антенну GPS: это означало, что курс им предстоит держать, практически, по звездам. И если бы ломались только механизмы! Заболел штурман, у старшего механика случился инфаркт, плотник получил серьезную травму руки, и ему пришлось делать операцию в одном из портов. А тут еще в штормовую ночь опрокинулась бочка с машинным маслом, оно пролилось на палубу, и экипаж скользил, как на коньках. Когда на перегрузах весь экипаж работал в трюмах, Татьяне приходилось по несколько суток стоять вахту на мостике. И все-таки они победили: экипаж выполнил все поставленные задачи, и судно благополучно вернулось во Владивосток.

К слову, вслед за Татьяной Сухановой стала капитаном еще одна дальневосточная выпускница Дальрыбвтуза Ирина Михайлова. К сожалению, Ирина Валерьевна не смогла прийти на нашу встречу из-за плотного графика работы. Но два капитана, две землячки поддерживают тесные профессиональные и дружеские контакты и всегда, если есть возможность, помогают друг другу. Что до мужчин-коллег, то по горькому признанию Татьяны Сухановой, отношение с их стороны, как правило, было жестким. Даже бывали случаи, когда пытались подставить.

Разговор капитана Сухановой и девушек-судоводителей длился около часа. Курсантки сполна оценили уникальную возможность, которой не было ни у Анны Щетининой, ни у самой Татьяны Анатольевны. Они задавали гостье вопросы, которые касались их настоящего и будущего, учебы и трудоустройства, отношения с командирами рот и экипажами судов, любви и семьи. Важно, что перед ними был человек, который знал проблемы не понаслышке.

Отметим, что в Морской университет девушек после долгого перерыва начали принимать на судоводительский факультет в 2001 году. Каждый год на судоводительский (СВФ) поступает пять-шесть девушек. Как свидетельствует статистика, диплом получает каждая вторая. Но на море остаются работать единицы.

Пожалуй, ближе всех к воплощению своей мечты находится сегодня Наталья Белоконская, выпускница СВФ 2007 года. Она работает в Санкт-Петербурге старшим помощником парусного учебного судна «Мир». Заметим, что в современном мире, где женщины становятся капитанами крупнейших круизных лайнеров, танкеров-газовозов и даже командирами крейсеров, место капитана парусного большого корабля по-прежнему вакантно.

Что ж, учиться на капитана по-прежнему трудно, и мечта останется мечтой, если не бороться за победу.

Прощаясь, девушки от души благодарили Татьяну Суханову за честный, профессиональный и душевный разговор.

Галина Якунина,
Центр патриотического воспитания УВР
Информационный центр ОИУ МГУ

↑ 

Наверх