26.01.2015

Сгоревшие надежды траулера «Атлант»

Трагедией ознаменовался конец 2014 года для моряков траулера «Атлант» (порт приписки Холмск, флаг России). Напомним, 22 декабря судно затонуло в результате пожара в 8 милях на северо-восток от острова Симушир. Из 25 членов экипажа одному моряку не удалось спастись: 54-летний старший мастер Анатолий Рижка пропал без вести во время тушения пожара на судне.

Так сложилось, что среди членов  экипажа «Атлант» компании «Парма» (Сахалин) есть  жители республики Крым: 7 человек, включая пропавшего без вести. Большинство же – жители Сахалинской области, 1 член экипажа с Украины. Как сообщалось на сайте РПСМ, ни у одного из 24 выживших моряков при себе не оказалось копии или оригинала трудового договора о найме, по их словам, все документы сгорели вместе с личными вещами во время пожара на судне.

Таким образом, у моряков возникли сложности с получением заработной платы и компенсации со стороны судовладельца. У сахалинских ребят есть косвенные доказательства – это записи о приеме и завершении трудовой деятельности на компанию в трудовой книжке, у кого-то даже есть соответствующие записи в мореходной книжке. По словам крымчан, у них в свою очередь, полностью отсутствуют всякого рода документы, подтверждающие факт работы на траулере «Атлант».

Еще более печально обстоит дело с выплатой компенсации семье погибшего. По словам  дочери Алены Рижка, дома также нет копии трудового договора.

«Отцу позвонили из круингового агентства и предложили работу на траулере «Атлант», он спросил насчет оформления договора. Ему ответили, что контракт ему передадут непосредственно на судне. Мы не думали о плохом. С работой у нас в регионе очень плохо, и он улетел на следующий день без какого-либо оформления», – рассказывает Алена Рижка.

Супруга пропавшего без вести подала заявление в транспортную прокуратуру РФ:

«На судне СРТМ случился пожар, погиб мой муж. Это случилось 22 декабря. Телеграммой сообщили только 31 декабря. Я неоднократно пыталась связаться с компанией. Ответа нет. Выходные дни. Сгорели также все документы. Прошу разобраться с выплатой зарплаты моего мужа и выплатить обязательную страховую компенсацию». Заявление от Галины Осташковой – жены Анатолия Рижки приняли.

Сын Анатолий сказал нам по телефону, что компания затянула с сообщением о несчастном случае, произошедшем с отцом, чтобы выиграть время.

«Начиная с 31 декабря, мы обзвонили все инстанции, звонили и в саму компанию, но никто не поднимал трубку. Шли новогодние каникулы. Почему они не сообщили раньше? Ведь это случилось за 9 дней до  того, как нам отправили телеграмму. Позже ни разу за весь прошедший месяц никто из представителей компании нам не позвонил лично, не выразил слов соболезнования. Когда мы звоним в «Парму», услышав, что мы дети Рижки, на той стороне просто бросают трубку», – рассказывает Анатолий Рижка.

Как все начиналось

По словам крымчан, они нашли работу через круинг «Морское право» в Севастополе и «Мариневей» в Керчи, за трудоустройство которым они заплатили по 500 долларов США, но никаких бумажных доказательств этому нет. На вопрос «Морского профсоюзного вестника» («МПВ») знают ли они, что брать деньги с моряков круинги не имеют право, моряки отвечали утвердительно, но заверили, что ситуация обстоит так, что не заплатив, работу найти нереально.

Среди других нарушений: представитель судовладельца компании «Парма» не прилетел на полуостров, чтобы оформить должным образом факт трудоустройства. Таким образом, моряки остались без доказательной базы. Сейчас они в ожидании и не знают, выплатит ли компания причитающиеся деньги.

С этим вопросом обратился член экипажа, моторист Эдуард Авакян к инспектору МФТ в Новороссийске Ольге Ананьиной. Авакян от имени всего крымского экипажа вместе с другими членами экипажа из Севастополя отправился по разным инстанциям.

В трудовой инспекции приняли все заявления, проблема возникла в прокуратуре, где приняли только заявление от семьи пропавшего без вести. И отказано было на том основании, что контракты у моряков отсутствуют, а значит, нет повода для обращения в эту инстанцию.

Хотя, по словам Ананьиной, как раз именно по причине того, что в компании работали люди якобы без договора, органы должны были инициировать рассмотрение дела, но почему-то не сделали этого.

Как стало известно «МПВ», у Авакяна и ещё одного члена экипажа нет счета в банке, поэтому они не могут получить те 30 тысяч руб, которые компания выплатила экипажу после праздников. «Парма» предоставила Авакяну номер счёта в Сбербанке, чтобы моряки все-таки могли получить деньги. Но для этого им необходимо ехать «на материк». 

Юристы отвечают

Дмитрий Иванов, юрист Балтийской территориальной организации (БТО) РПСМ отмечает, что несмотря на отсутствие контракта о найме или колдоговора (если он был), при рассмотрении дела суд будет принимать решение, опираясь на свидетельские показания и документы, косвенно подтверждающие факт трудоустройства. Это и трудовые книжки, судовая роль, инструкции и отчеты капитана с судна о проделанной работе, которые требуется отправлять в компанию ежемесячно.

Юристы БТО отмечают: так как судно работало под российским флагом, здесь применяется российское законодательство, которое ограничивает обращение в суд по причине невыплаты заработной платы 3-мя месяцами. Если моряки не обратятся в суд за это время, то по истечении срока давности они рискуют остаться ни  с чем.

«Что касается семьи пропавшего без вести, отсутствуют ли документы или имеются в наличии, семье в любом случае необходимо будет обратиться в суд по месту регистрации компании-работодателя с целью объявления моряка умершим. Скорее всего, это будет на Дальнем Востоке (Сахалин). Это нужно сделать, чтобы снять человека с регистрации, чтобы не платить за него коммунальные платежи и решить проблемы наследования имущества», – рассказывает Иванов.

Согласно статье 45 Гражданского кодекса РФ, в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день предполагаемой гибели.

По словам Иванова, исходя из судебной практики, погибшим признается гражданин по истечении 6 месяцев после несчастного случая. После чего родственники погибшего могут истребовать с истца компенсацию за гибель через суд по месту регистрации компании.

Пожар, унесший надежды

По мнению капитана «Атланта» Александра Чернигина, возгорание, скорее всего, произошло в сушильном отделении, которое находилось в одном блоке с жилыми помещениями. После того, как обнаружили задымление, пожар постепенно распространился по жилым помещениям.

«Когда объявили пожарную тревогу, большинство членов экипажа были на своих местах, в том числе и Рижка. Все бросились тушить огонь. Во время пожара выгорел электрощит и произошло обесточивание, на судне погас свет. Стало темно плюс  штормовая погода, условия были очень сложные, и я объявил команде о начале эвакуации. Пожарную тревогу дали в 19:10 по местному времени, а сам источник возгорания был обнаружен за 2-3 минуты до этого. Покинуть судно было решено в районе 21 часа», – рассказывает капитан.

Когда весь экипаж собрался на палубе для начала эвакуации, обнаружили, что одного члена экипажа недостает. Моряки предприняли поиск в доступных местах, куда еще можно было проникнуть, кричали, звали, но Анатолия Григорьевича не обнаружили.

«Я не могу проследить, чем занимался все это время пропавший моряк. Позже я опрашивал всех членов экипажа, где и когда его в последний раз видели. Его видели в районе 19 часов около очага возгорания, он принимал участие в тушении. И с этого времени он находился в зоне коридора жилых помещений, там в конце коридора находилась его каюта, – делится информацией с «МПВ» Чернигин. – Мое предположение, пока огонь не распространился, он решил что-то забрать из каюты. У других членов экипажа сгорело все полностью: вещи и документы. В помещении, когда все горит: и пластик и проводка, едкий дым, без специальных защитных средств невозможно находиться. В такой момент нужно спасаться самому». 

«На палубе обнаружили, что нет старшего мастера Рижки, стали кричать. Смотрели, где смогли, зайти в помещение не могли, температура была такая, что металл обшивки уже искрился. Во время тушения было использовано около 10 огнетушителей. Средств индивидуальной защиты в каютах не было, они были в специально отведенном месте – на баке, и поэтому никто ими не воспользовался во время тушения пожара, не смогли до них добраться», – рассказал «МПВ» боцман Андрей Кудинов.

Без старшего мастера моряки спустились на спасательные плоты. Было два плота, каждый вместимостью до 20 человек. Ближе всего к терпящему бедствие траулеру находился ярусолов «Восток-4», принадлежащий Рыболовецкому колхозу «Восток-1» (г. Владивосток). С риском для собственного судна капитан Вадим Новиков в неблагоприятных погодных условиях провел операцию по спасению экипажа «Атланта». Настоящие герои,  ребята «Востока-4» поделились с потерпевшими бедствие моряками теплой одеждой и предоставили все возможные условия для проживания на судне.

Отметим, что 21 декабря «Атлант» должен был отправиться на ремонт в Японию, но из-за штормовых условий планы изменились. Руководство решило, что судно должно  переждать шторм, а после отправится на ремонт. Но этому не суждено было сбыться, пожар пожрал все надежды людей заработать на хлеб насущный, а одна российская семья лишилась близкого человека.

«Матпомощь» в счет аванса

В Северо-Курильске, куда прибыл «Восток-4», спасший экипаж, была произведена выплата первых денег со стороны судовладельца. Медицинская помощь и лекарства никому особенно не понадобились. Теплую одежду моряки получили от членов экипажа «Восток-4», скорее всего, компания должна будет оплатить эти расходы ребятам, – рассказывает капитан Чернигин.

«До получения первой денежной помощи, я уже авансировал экипаж. Выдал с учетом выплаченного ранее аванса от 5 до 17 тыс. руб. Эти деньги шли в счет зарплаты. Экипаж ни в чем не нуждался, питание и проживание было предоставлено. Моряки жили в гостинице и питались в кафе», – говорит капитан «Атланта».

Однако в разговоре с членами экипажа стало известно, что моряки рассматривают эти деньги как матпомощь от компании для покупки самого необходимого: теплых вещей, еды и лекарств. Так, боцман Андрей Кудинов  утверждает, что получил 4 тыс. рублей. Также как и остальные, он платил круингу за трудоустройство и контракт  подписал уже на судне, таким образом, копии трудового договора у него дома не осталось. За то время, что он работал на компанию «Парма», он не получил даже «береговой оклад» в размере 11-12 тыс. рублей.

Выданные после новогодних праздников 30 тыс. рублей каждому члену экипажа тоже следует рассматривать как аванс. Позже эти деньги будут высчитаны из заработной платы, – считает Чернигин.

«Пока нам никто ничего не обещает, пока нам никто ничего не говорит ни о полной зарплате, ни о компенсации за потерю вещей. Генеральный директор говорит, что пока идет разбирательство несчастного случая. Пока идет расследование деньги никто не перечислит. Никаких действий я не предпринимал, никуда не обращался, до этих событий проблем с выплатой зарплаты с «Пармой» у меня не возникало», – заверил нас капитан затонувшего судна.

Такой уверенности у остальных членов экипажа не наблюдается. В беседе с «МПВ» ребята не знают, получат ли зарплату и в каком объеме, а также компенсацию за утерянные вещи от компании-работодателя. Сам Чернигин работает на судне с осени 2013 года и у него также сгорел контракт о найме, на руках осталась трудовая книжка с отметками о трудоустройстве и мореходная книжка с записями, подтверждающими деятельность в качестве капитана на судне. Они их получили непосредственно в офисе, куда пришли по возвращении домой. У членов экипажа, проживающих в Крыму, трудовые книжки отсутствуют по понятным причинам.

Пока длится расследование

«МПВ» связался с компанией «Парма», но ее представители наотрез отказались  давать какие-либо комментарии по поводу траулера «Атлант». Нам удалось дозвониться только до заместителя генерального директора по вопросам безопасности мореплавания компании «Парма» Константина Новикова.

«Сейчас мною готовятся документы, которые  мы предоставляем по запросу в транспортную прокуратуру, Росморречнадзор и другие инстанции. Пока идет расследование, плотно сотрудничаем с инспекторами. О каких-либо выплатах денежных средств я не уполномочен говорить», – заявил Новиков.

По словам главного технического инспектора труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) Евгения Хижняка, расследование с момента несчастного случая будет проводиться в течение месяца. Расследование будет проводиться комиссией, состоящей из специалистов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Росморречфлот) и службы безопасности мореплавания судовладельца траулера «Атлант».

«19 января 2015 года мы ездили в «Парму» с ребятами и спросили, когда будет произведен полный расчет. Нам сказали ждать, пока не закончится расследование», – подтверждает слова Новикова старпом Максим Принзин.

Моряки сетуют, что зарплата как таковая состоит обычно из незначительного «берегового оклада», остальная часть зависит от размера улова. Например, у 3-го механика Ивана Клищака с затонувшего судна оклад был равен 11-12 тысячам рублей. По его словам, на экипаж приходилось 12% от суммы за улов. А тут все утонуло, и непонятно, как будет рассчитываться зарплата. К слову, Клищак получил в Северо-Курильске 5 тыс. рублей, такую же сумму вручили старпому Максиму Принзину. 

Неразрешенных вопросов остается много, месяц со дня трагедии прошел, срок расследования подходит к концу. Но заявлений со стороны «Пармы» пока еще не было.

РПСМ в очередной раз напоминает, что моряк должен позаботиться о себе сам, и его главная задача – обеспечить себе в случае необходимости возможность защитить свои трудовые права и социальные гарантии. Для этого нужно сделать самое малое, а именно: иметь дома копии с контракта о найме, колдоговора и по возможности других документов, которые могут подтвердить факт трудоустройства на судне. Один экземпляр должен остаться моряку, второй передан на судно, третий – в компанию. 

фото с сайта www.vostok1.com

↑ 

Наверх