РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Капитан теплохода «Tower Bridge» (SCF Novoship) Игорь Антонов считает, что выражение «первый после бога» не про тех, кто стоит на мостике. Современное судоходство без слаженной работы членов экипажа и менеджеров на берегу невозможно. «Задача капитана – скоординировать общие усилия и направить их в одну цель: доставить груз в целости и сохранности», – таково мнение Игоря Ивановича.
– Помню, в одном из первых капитанских рейсов на подходе к Нью-Йорку возникли проблемы с главным двигателем: порвалась цепь на распределительном вале. Я тогда на судне «Tavrichesky Bridge» работал, – вспоминает моряк. – Пока механики оперативно устраняли неполадки, мостик вел переговоры с береговой охраной, а менеджеры компании на берегу уже договорились с буксировочной фирмой, чтобы нам в помощь выслали судно.
Навыки сотрудничества и взаимодействия выручали Игоря Ивановича не раз, и еще задолго до того, как он стал капитаном. На танкере «Tromso Fidelity» Антонов был старпомом, его правой рукой на этом же судне был донкерман Александр Долгополов.
– Сколько раз он меня выручал, – рассказывает Игорь Иванович. – Грузовую систему серии «Tromso» он знал, как свои пять пальцев. Однажды из-за трещины груз стал протекать в балластный танк. Выход один: ставить «солдата», так называемый раздвижной металлический упор. Вот мы с донкерманом и совершали этот «подвиг» внутри балластного танка. Такое трудно забыть. Помещение загазованное, работать там опасно, но устранить течь все равно надо. Хорошо, что сейчас у моряков из средств защиты есть что-то получше респираторов. Это важно.
Свою карьеру после окончания Новороссийской государственной морской академии капитан Антонов начинал с самых низов: в первый рейс пошел матросом. Наверное, для нынешних молодых офицеров это странно, они-то стартуют сразу третьими помощниками капитана. Но таково было правило компании «Unicom», которое он и по сей день считает справедливым:
– Начинать надо с позиции рядового. Это не только задает правильную систему координат и учит специфике жизни в море, но и позволяет безболезненно пройти период, когда знаний полно, а опыта не хватает.
По той же причине капитан т/х «Tverskoy Bridge» прежде, чем подписать продвижение по службе, должен сто раз убедиться: молодой офицер готов к новому уровню должностных задач и ответственности, он знает, с чем придется столкнуться.
О том, как доставался драгоценный опыт лично ему, Игорь Иванович вспоминает с удовольствием: на пути ему встретилось немало замечательных людей, у которых было чему поучиться.
На первом его танкере «Tromso Reliance» капитаном был Николай Иванович Соломка. Ни у кого не было судна чище и ухоженней. Именно «Tromso Reliance» стал потом для молодого капитана образцом чистоты и порядка, к которому надо стремиться.
Мастер-класс по судовождению преподал ему капитан Владислав Георгиевич Данилюк. К нему на танкер «Liepaya» Игорь Иванович пришел уже офицером. «Южно-Китайское море в 2000-х годах было кромешным адом для судоводителей: не регион, а сплошная аварийная ситуация, – вспоминает он. – Несчетное количество траулеров вели там промысел, и каждый совершал непредсказуемые маневры. Это сейчас AIS везде, и все друг друга видят на дисплее, а в те годы... Так вот Владислав Георгиевич все судоводительские уравнения щелкал как орехи, не говоря уже о мастерстве, с которым проходил проливы и каналы. Это огромная удача, что мне посчастливилось поучиться у него».
Круг обязанностей мастера сегодня практически бесконечен: соблюдение условий тайм-чартера, прохождение многочисленных инспекций и веттингов, а ведь еще и вал бумажной работы, которая из года в год только растет. Поначалу и Сводная конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) воспринималась на флоте примерно так же.
«Когда два года назад в Дурбане я получал сертификат MLC на т/х «Tower Bridge», подумал – какой толк от этого документа? Очередная блажь бюрократов из Международной морской организации (ИМЛ), – признается капитан. – Из всех требований MLC у нас только бумажных полотенец на камбузе не хватало. А большинство условий быта и труда наших моряков были даже лучше конвенционных. Впрочем, порой бывает достаточно взгляда с мостика, чтобы убедиться: так живут и работают не все моряки. Обязательно где-то на рейде увидишь ржавое корыто, на котором о конвенции вообще не знают. Вот им-то как раз MLC позарез нужна».
Труд капитана Антонова отмечен корпоративным знаком отличия «За безаварийную работу на морском транспорте» пятой степени. Он не считает эту награду личной: в ней есть вклад каждого, кто повстречался ему в жизни и стал учителем, даже, может быть, сам того не зная.
ЮТО РПСМ
Наверх