19.02.2015

Игорь Антонов: «Карьеру капитана лучше начинать с матроса»

Капитан теплохода «Tower Bridge» (SCF Novoship) Игорь Антонов считает, что выражение «первый после бога» не про тех, кто стоит на мостике. Современное судоходство без слаженной работы членов экипажа и менеджеров на берегу невозможно. «Задача капитана – скоординировать общие усилия и направить их в одну цель: доставить груз в целости и сохранности», – таково мнение Игоря Ивановича.

– Помню, в одном из первых капитанских рейсов на подходе к Нью-Йорку возникли проблемы с главным двигателем: порвалась цепь на распределительном вале. Я тогда на судне «Tavrichesky Bridge» работал, – вспоминает моряк. – Пока механики оперативно устраняли неполадки, мостик вел переговоры с береговой охраной, а менеджеры компании на берегу уже договорились с буксировочной фирмой, чтобы нам в помощь выслали судно.

Навыки сотрудничества и взаимодействия выручали Игоря Ивановича не раз, и еще задолго до того, как он стал капитаном. На танкере «Tromso Fidelity» Антонов был старпомом, его правой рукой на этом же судне был донкерман Александр Долгополов.

– Сколько раз он меня выручал, – рассказывает Игорь Иванович. – Грузовую систему серии «Tromso» он знал, как свои пять пальцев. Однажды из-за трещины груз стал протекать в балластный танк. Выход один: ставить «солдата», так называемый раздвижной металлический упор. Вот мы с донкерманом и совершали этот «подвиг» внутри балластного танка. Такое трудно забыть. Помещение загазованное, работать там опасно, но устранить течь все равно надо. Хорошо, что сейчас у моряков из средств защиты есть что-то получше респираторов. Это важно.  

Свою карьеру после окончания Новороссийской государственной морской академии капитан Антонов начинал с самых низов: в первый рейс пошел матросом. Наверное, для нынешних молодых офицеров это странно, они-то стартуют сразу третьими помощниками капитана. Но таково было правило компании «Unicom», которое он и по сей день считает справедливым:

– Начинать надо с позиции рядового. Это не только задает правильную систему координат и учит специфике жизни в море, но и позволяет безболезненно пройти период, когда знаний полно, а опыта не хватает.  

По той же причине капитан т/х «Tverskoy Bridge» прежде, чем подписать продвижение по службе, должен сто раз убедиться: молодой офицер готов к новому уровню должностных задач и ответственности, он знает, с чем придется столкнуться. 

О том, как доставался драгоценный опыт лично ему, Игорь Иванович вспоминает с удовольствием: на пути ему встретилось немало замечательных людей, у которых было чему поучиться.

На первом его танкере «Tromso Reliance» капитаном был Николай Иванович Соломка. Ни у кого не было судна чище и ухоженней. Именно «Tromso Reliance» стал потом для молодого капитана образцом чистоты и порядка, к которому надо стремиться.

Мастер-класс по судовождению преподал ему капитан Владислав Георгиевич Данилюк. К нему на танкер «Liepaya» Игорь Иванович пришел уже офицером. «Южно-Китайское море в 2000-х годах было кромешным адом для судоводителей: не регион, а сплошная аварийная ситуация, – вспоминает он. – Несчетное количество траулеров вели там промысел, и каждый совершал непредсказуемые маневры. Это сейчас AIS везде, и все друг друга видят на дисплее, а в те годы... Так вот Владислав Георгиевич все судоводительские уравнения щелкал как орехи, не говоря уже о мастерстве, с которым проходил проливы и каналы. Это огромная удача, что мне посчастливилось поучиться у него».

Круг обязанностей мастера сегодня практически бесконечен: соблюдение условий тайм-чартера, прохождение многочисленных инспекций и веттингов, а ведь еще и вал бумажной работы, которая из года в год только растет. Поначалу и Сводная конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) воспринималась на флоте примерно так же.

«Когда два года назад в Дурбане я получал сертификат MLC на т/х «Tower Bridge», подумал – какой толк от этого документа? Очередная блажь бюрократов из Международной морской организации (ИМЛ), – признается капитан. – Из всех требований MLC у нас только бумажных полотенец на камбузе не хватало. А большинство условий быта и труда наших моряков были даже лучше конвенционных. Впрочем, порой бывает достаточно взгляда с мостика, чтобы убедиться: так живут и работают не все моряки. Обязательно где-то на рейде увидишь ржавое корыто, на котором о конвенции вообще не знают. Вот им-то как раз MLC позарез нужна».

Труд капитана Антонова отмечен корпоративным знаком отличия «За безаварийную работу на морском транспорте» пятой степени. Он не считает эту награду личной: в ней есть вклад каждого, кто повстречался ему в жизни и стал учителем, даже, может быть, сам того не зная.

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх