05.03.2015

«Ресурсы корпоративных образовательных программ надо разделить с вузами»

Вопрос кадрового обеспечения флота по-прежнему остро стоит перед отраслью. О том, почему и как иностранные судовладельцы инвестируют в отечественную систему профильного образования, в интервью для портала «Portnews» рассказывает генеральный директор «Marlow Navigation Vladivostok» Дмитрий Щадин.

– Дмитрий Петрович, какую долю в персонале компании составляют выпускники российских вузов?

– Наша компания представляет одного из крупнейших мировых судовладельцев – «Marlow Navigation Cyprus», на 1200 судах которого трудятся более 15 тысяч моряков из разных стран. По преимуществу экипажи состоят из филиппинцев (50%), украинцев (35%) и россиян (15%). Наши соотечественники представлены выпускниками двух морских вузов из Владивостока и Санкт-Петербурга. Ежегодная потребность в них – 10 молодых инженеров-судоводителей.

– Каков уровень подготовки специалистов в российских вузах? Как вы соотносите его со стандартами компании?

– Выпускников, которые не проходили практику у нас, мы не принимаем. Для работы на наших судах, а это современные контейнеровозы и балкеры, нужна определенная квалификация. Программы начального обучения и переподготовки в нашей компании очень дорогостоящие, они подразумевают стажировки в Маниле, Сингапуре или Гамбурге. Поэтому мы с особым вниманием подходим к организации практики курсантов и очень болезненно воспринимаем тот факт, что, как правило, 20% из тех, кого мы берем на втором курсе, на пятом к нам не возвращаются. Причин тому несколько. Это и отсутствие спроса на морские специальности у школьников, и слабое понимание курсантами профессиональных ориентиров, и двухлетний перерыв между практиками, во время которого часть курсантов теряет с нами связь, а то и вообще интерес к профессии.

– В чем все-таки заключается причина дефицита?

– С одной стороны, кадры требуют обновления по естественной причине – профессионалы уходят на пенсию, с другой – существует тенденция увольнения молодых специалистов по окончанию контракта после пяти-шести лет работы и достижения определенной командной должности. Несмотря на то, что условия работы в нашей компании соответствуют мировым стандартам, и они определенно лучше, чем у отечественных предприятий, примерно 60% моряков, добившихся первого успеха, уходят. Зачастую по причине того, что где-то платят всего на $100 больше. В нашем сегменте уровень зарплаты примерно везде одинаковый. Но от утечки кадров не спасают ни регулярные повышения зарплаты, ни дополнительные системы мотивации.

Что вы думаете об идее введения договорных обязательств для курсантов перед государственными или частными компаниями-инвесторами?

– Возьмите КНР, где выпускников школ берут в морской вуз, после которого они связаны договором на десять лет. По факту они работают гораздо дольше, если не всю жизнь. Здесь даже не этическая, а квалификационная проблема. Договорные условия лишают курсанта мотивации к профессиональному росту. Им уже незачем, например, учить английский язык. Я не уверен, что, обязав договором нашего абитуриента и потратив на него значительные средства, мы получим хорошего специалиста, а не человека, который выбрал специальность необдуманно. К сожалению, это сегодня распространенное явление. Абитуриент – это кот в мешке.

– Какие меры вы предлагаете для решения комплекса данных проблем?

– Я думаю, что решение лежит в области совместных усилий. Со стороны сообщества судовладельцев и со стороны ВУЗов. Понятно, в нынешних условиях ВУЗ не имеет достаточных средств для обновления материальной базы и модернизации системы подготовки, поэтому было бы разумно, если бы часть издержек, которые судоходные компании тратят на дорогостоящее обучение сотрудников, направить на реализацию конкретных программ в университете. Полагаю, было бы правильно создать инициативную группу и учредить фонд, который может пополняться за счет ежегодных отчислений компаний. Пять-десять тысяч долларов в год – приемлемые суммы для таких компаний, как наша, а также ряда других. Коллегиально мы бы могли решать, куда направить средства – на приобретение лабораторного оборудования или на организацию специальных лекционных программ. Теперь важно, чтобы вуз предложил свой проект партнерства.

– Вы не думаете, что при распределении инвестиций может возникнуть конфликт интересов?

– По большому счету, мы все занимаемся одним делом, находясь в одном и том же пространстве. Например, когда мы обновляем кадры в ущерб российским компаниям (которые принимают на работу наших пенсионеров), мы хорошо понимаем, что не решаем проблемы. Нам всем нужна эффективная вузовская система подготовки специалистов, причем по разным направлениям. В эффективности объединения усилий и адресного финансирования меня убеждает собственный опыт. «Marlow Navigation Co. LTD» под эгидой международной ассоциации судовладельцев IMEC уже десять лет сотрудничает с Морским университетом. Четыре года назад по нашей инициативе здесь была внедрена пилотная программа по обучению курсантов разговорному английскому языку, ведь слабый английский – большая проблема для современных смешанных экипажей. Через фонд IMEC мы финансировали покупку оборудования, методических пособий, зарплату педагогам, организацию специальных курсов. Сначала программа предназначалась только для тех, кто проходит практику у нас, однако сегодня она доступна для всех курсантов плавательных специальностей. Сколько это стоит? Дорого. Например, комплект учебного пособия «Headway», переданный университету в прошлом году, обошелся в полмиллиона рублей. Для одной компании – это значительные расходы.

– Вас не смущает, что плодами вашей работы могут воспользоваться конкуренты?

– Инвестиции в образование связаны с рисками. Пусть у курсантов будет выбор. Убежден, что в выигрыше останется та компания, которая заботится о своих кадрах на всех этапах, начиная с обучения и кончая выходом на пенсию.  

↑ 

Наверх