РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Частота полной гибели судов большинства категорий сокращается, численность несчастных случаев с тяжкими последствиями снижается, танкерный, балкерный контейнерный и круизный флоты увеличиваются, утилизация судов замедлилась, а в мировом портфеле заказов – без изменений, – все это тенденции, которые показал квартальный статистический отчет «Spring Statistics» Международного союза морского страхования (IUMI). Остановимся на каждом пункте подробнее.
Тенденция снижения частоты полной гибели судов
Эта тенденция не так заметна для контейнерного тоннажа или судов «не грузовых» категорий, зато ярко выражена в сухогрузном, балкерном и танкерном сегментах. Например, с 1997 года частота случаев гибели судов, как процентное соотношении к мировому флоту, сократилась более чем наполовину, что относится к пересчету судов по количеству, так и тоннажу. Также заметно сокращение прямой видимости между возрастом судов и частотой их гибели в период с 2005 по 2014 гг., но наблюдается увеличение в процентном выражении частоты гибели судов из-за неблагоприятных погодных условий и посадки на мель.
Тенденция сокращения несчастных случаев с тяжкими последствиями
Если тенденция в отношении сокращения полной гибели судов более непоследовательна, то отрицательная динамика сокращения несчастных случаев с тяжкими последствиями прослеживается четко. Так, в период с 1998 по 2007 гг. наблюдался фактический ежегодный рост частоты несчастных случаев. За ней, с 1998 по 2014 гг., последовало ежегодное уменьшение. Среди множества причин особняком стоит посадка судна на мель.
Увеличение мирового танкерного, балкерного, контейнерного и круизного флотов продолжается
Показатель поставок новостроя сократился с 2012 года с соответствующим сокращением показателей утилизации. Сектор же контейнеровозов демонстрирует явное увеличение среднего размера судна, а среди круизных судов ситуация отличается от тенденций в секторе грузовых судов. Там уровень поставок новых судов с 2011 года остается стабильным, так же как и уровень отправляемых на слом судов. Очевиден также устойчивый рост среднего размера круизных судов. Средний возраст – стабильный, несмотря на сокращение притока новых судов в некоторых секторах. Тем не менее, заметно сокращение среднего возраста балкерных судов, что могло сказаться на соответствующем сокращении частоты полной гибели судов и личных несчастных случаев с тяжкими последствиями.
Мировой портфель заказов в основном не изменился
По состоянию на 1 января 2015 года танкеры и балкеры представляют 50% заказанного тоннажа. В портфеле заказов доминируют китайские верфи как по тоннажу, так и по числу судов, но не по сумме контрактов, где лидерство принадлежит южнокорейским судостроителям. На 1 января 2015 года общая стоимость заказов по заключенным контрактам равна $316,7 млрд, из них более трети стоимости приходится на оффшорные вспомогательные суда и другие специализированные типы судов. На сегодняшний день сохраняется неопределенность в отношении отсрочек, отмены и пересмотра условий существующих заказов.
Индекс доходности судов «Clarksea Index» демонстрирует постепенное улучшение с экономического кризиса 2008 года
Фрахтовые ставки в балкерном секторе остаются на низком уровне, тогда как ставки на танкерные перевозки колеблются. Специалисты Международного союза морского страхования отмечают, что долгосрочное воздействие падения цен на нефть, особенно на танкерный и оффшорный сектора, еще предстоит ощутить и оценить. Очевиден рост числа танкеров, используемых как плавучие нефтехранилища.
С 2012 года значительно замедлился темп роста показателей утилизации судов
В 2014 году совокупный дедвейт отправленных на утилизацию судов сократился на 30% по сравнению с 2012 годом. Замедление темпов больше всего заметно в секторе балкеров: в прошлом году только 2,2% мирового балкерного тоннажа было отправлено на слом. Танкеры составили лишь 1,6% от всего утилизированного тоннажа за 2014 год.
Общие данные о грузовых рынках в «Spring Statistics»
Кратко касаясь выводов, анализ показал, что мировая экономика продолжает восстанавливаться, хотя еще нестабильна и подвержена колебаниям. Подтверждение тому – недавнее замедление темпов роста развивающихся экономик Китая, Бразилии и отдельных стран Европы.
Несмотря на тенденцию к экономическому росту, инфляция будет оказывать заметное негативное влияние на развитие рынков. Цены на нефть и газ резко упали по причине более медленного роста экономик основных импортирующих товары стран.
Одновременно наряду с увеличением добычи сланцевого газа в США и продолжающейся добычей в странах-экспортерах нефти (OPEC) избыток предложения привел к серьезному падению.
Стоимость спасательных работ и удаления обломков кораблекрушений заметно выросла.
Кражи грузов, таинственные исчезновения, хищения и растраты грузов становятся ощутимее и обходятся дороже.
Общий вывод, который сделали в IUMI, показывает, что размеры и сложность рисков растут, в связи с чем в будущем перед страховым сообществом встанут новые задачи, которые потребуют комплексные решения.
Наверх