РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Международная организация «Права человека в море» (HRAS) начала пропагандистскую кампанию по внесению изменений в Сводную конвенцию МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC). Ее цель – вывести на первый план права человека в морской и рыболовной отраслях и повысить информированность работников о них.
Предпосылки к продвижению вопроса о правах человека возникли в начале этого года, когда HRAS провела анализ MLC. Он показал, что в документе не отражены права человека. В организации отметили, что в конвенции только два раза упомянуты конкретные права, в остальных случаях описаны невнятно. В частности, обозначены только право на свободу объединения и ведение коллективных переговоров и право на ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.
Анализ показал, что MLC не охватывает другие 22 основных права человека. В первую очередь это касается права на жизнь, свободу и безопасность, отмеченные в статье 3 Всеобщей декларации прав человека, а также статьях 2 и 5 Европейской конвенции по правам человека. Что касается других пробелов, то отсутствуют права на признание правосубъективности, невиновность, пока не доказано обратное, обжалование по уголовным делам, а также уважение частной и семейной жизни.
Основатель HRAS, адвокат Дэвид Хаммонд особо подчеркнул, что термин «права человека» вообще не используется в MLC. По его мнению, этому есть объяснение: конвенция является документом о труде. «MLC – это не права человека, а соглашение о труде, – сказал он. – Но если конвенция действительно преследует цель обеспечить морякам защиту, права на жизнь, свободу, образование, оплату труда, достойную занятость, то я не вижу оснований, чтобы не прописать это в MLC. По-моему, это должно быть явно указано».
Как известно, в случае возникновения проблем на борту судна, должно быть проведено расследование, что продемонстрирует эффективную реализацию конвенции.
– Немедленный отклик на любую ситуацию – обязанность государства флага, – отметил Дэвид Хаммонд. – Но как часто мы видим зарегистрированный инцидент, расследование или арест судна по причине нарушения прав моряка как человека, а не как работника? Есть ли «зубы» у MLC? Какова сила документа в случае нарушения прав человека? Мне это не ясно.
Способ заполнить пробел есть: адвокат считает, что инициатива по защите прав моряков должна исходить не только от профсоюзов, но и Международной морской организации (IMO), которая в состоянии занять активную позицию при обсуждении вопросов, касающихся прав человека.
Наверх