РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Если литовские власти не предпримут меры против фирм, не соблюдающих законы страны, работающих «по-черному» и трудоустраивающих на свои суда моряков-нелегалов из третьих стран, Союз моряков Литвы грозит начать процесс в Международной федерации транспортников с целью признания литовского флага удобным.
В качестве одной из таких фирм, работающих «по-черному», председатель Союза моряков Литвы (СМЛ) Пятрас Бекежа называет ЗАО «Arctic Fishing». Фирма была основана 23 ноября 2010 года Клайпедским адвокатом Витаутасом Раманаускасом. Позднее она (без судов) была продана гражданину Америки Александру Юрию Силагину. В настоящее время он действует от имени юридического лица в качестве акционера, адвокат же, как владелец, не имеет с упомянутой компанией ничего общего.
С 10 января 2014 года должность наемного директора «Arctic Fishing» занимает Гедрюс Груздис, местожительство которого – Каунас. Сейчас у компании в наличии три рыболовных судна – «Karalius» («Каралюс»), «J?ros Vilkas» («Юрос Вилкас») и «?algiris» («Жальгирис»), работающих под флагом Литвы, и транспортный рефрижератор «Beam» под удобным флагом Сент-Китс и Невис.
За то, что на судне «J?ros Vilkas» нелегально работали два гражданина Литвы и 27 граждан России, 24 марта с.г. Клайпедский участковый суд назначил Г. Груздису штраф в размере более 25 тысяч евро, а за то, что на судне «Karalius» нелегально работали два гражданина Литвы и 24 гражданина России, 31 марта с.г. штраф составил 22,5 тысяч евро. Решения суда по-прежнему могут быть обжалованы. Главный аргумент руководителя компании в суде на вопрос, почему для работы на литовских судах нанимают граждан из России, – нехватка в Литве специалистов по ловле краба.
В минувший вторник Г. Груздис сообщил ежедневной газете «Вакару Экспресас», что все еще не решил, будут ли обжалованы решения суда. Более детально прокомментировать сложившуюся ситуацию он отказался до окончания всех судебных процессов.
Приобрели российские суда
У ранее принадлежавших России судов «Бристоль» и «Саяны» есть своя история, ее следы ведут к крабовому браконьерству. Тогда эти суда были известны под другими именами и принадлежали российскому холдингу, руководство которого было арестовано. Позднее суда были проданы другой российской компании, их приобрела зарегистрированная в Клайпеде фирма «Arctic Fishing».
Некоторые российские СМИ утверждают, что после многочисленных нелицеприятных историй суда были переправлены в Америку. Поэтому прошлой весной, когда они появились в Баренцевом море под флагом Литвы и с литовскими названиями, краболовы очень удивились. Дело в том, что литовские рыбаки до этого не промышляли ловлей крабов.
Говорят, что ловля крабов – очень прибыльный бизнес, где зарабатываются миллионы, а также существует русская крабовая мафия, для которой не чуждо и браконьерство. В России даже есть сайт под названием «Остановим крабовую мафию».
Ходят слухи, будто пограничники получают свою долю за информацию о том, когда их суда не должны «охотиться» на браконьеров. Моряки рассказывают, что американец А. Ю. Силагин, компании которого в настоящее время принадлежат краболовы, работающие под флагом Литвы, не новичок в крабовом бизнесе. Однако на заседании суда в Клайпеде адвокат Г. Груздиса заявил, что ему неизвестна личность А. Ю. Силагина.
В феврале прошлого года суда «Бристоль» и «Саяны», тогда еще под российским флагом, прибыли в Голландский порт Схевенинген. Здесь же с проверкой состояния судов находилась инспекторская группа Администрации безопасного судоходства Литвы (АБСЛ). 28 февраля прошлого года в Литовском морском судовом регистре было зарегистрировано судно «Karalius» (бывш. «Бристоль»), а в марте – «J?ros Vilkas» (бывш. судно «Саяны»).
Следует отметить, что суда в Литовском морском судовом регистре могут быть зарегистрированы только гражданами Литвы, либо зарегистрированной в Литве компанией. Таким образом, можно предположить, что компания «Arctic Fishing» была приобретена ради литовского флага. Более того, прошлой осенью в Литовском морском судовом регистре был зарегистрирован и краболов «?algiris» (бывшее российское судно «Капитан Басов»).
В соответствии с законом Литвы о рыболовстве и согласно европейским требованиям, все рыболовные суда подлежат регистрации в Глобальном реестре рыбопромысловых судов. Однако до сих пор в нем зарегистрирован лишь «Karalius».
Посыпались жалобы моряков
В середине марта прошлого года моряки из Петропавловска-Камчатского, граждане России, прибывшие в Голландию на судах «Бристоль» и «Саяны», подали жалобу работающему в Голландии инспектору Международной федерации транспортников (МФТ) Асвину Ноордермееру по поводу трудовых договоров. Он посетил упомянутые суда 14 марта, когда они уже были под литовским флагом, поэтому связался с работающим в Литве инспектором МФТ, заместителем председателя СМЛ Андреем Черновым.
По словам А. Чернова, моряки подняли вопрос о трудовых договорах. Предположительно, из-за обязательства нового владельца упомянутых судов выплатить морякам зарплаты. После споров и доказательств, что у них отсутствуют необходимые документы, моряки, в конце концов согласились с тем, чтобы им было выплачено лишь 50% зарплаты и отправились домой. Однако некоторые из них, прилетев в Москву для пересадки на другой рейс на Дальний Восток, узнали, что их билеты аннулированы. То есть в Москве моряки были практически брошены на произвол судьбы.
На замену уехавшим членам экипажа уже на литовские суда прибыли новые моряки из того же Петропавловска-Камчатского. Перед выходом судна «Karalius» в море, в связи с подозрениями в нарушении закона, СМЛ попросил инспектора МФТ в Голландии представить список членов экипажа. В то время в Клайпеде находилось принадлежавшее компании «Arctic Fishing» судно «Beam», члены экипажа которого также жаловались инспектору МФТ Андрею Чернову по поводу зарплат.
Продолжение следует…
© Вакару экспресас. Даля БИКАУСКАЙТЕ
Наверх