РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Моряк Антон Тихоненко точно знает, что делает механика отличным специалистом. Сам он из династии морских инженеров. В новороссийском пароходстве работал его отец, брат Максим трудится вторым механиком на танкере «Георгий Маслов», а Антон – третий механик на т/х «Памир» СКФ Новошип.
В свой первый контракт в должности четвертого механика Антон Тихоненко пошел на танкере «Владимир Коккинаки». Машинная команда встретила новичка с подозрительно сочувственной улыбкой. Оказалось, это был последний рейс «Коккинаки» в составе флота компании, судно готовили к продаже. Шутка ли: танкеру было больше 20 лет.
– Кроме предпродажной подготовки работы был вал, и вся – в моем заведовании. По крайней мере, мне так казалось, – вспоминает Антон. – Котлы текли, водонагревательные трубки лопались. За весь рейс я ни разу на берег не сошел. Если выпадала свободная минутка, нужно было просто выспаться. Но все-таки это была прекрасная школа. Такие суда нужны, чтобы пройти проверку боем на профпригодность и приобрести тот самый бесценный профессиональный и жизненный опыт.
Следующий контракт, по сравнению с предыдущим, – как контрастный душ. Антона направили на приемку танкера «NS Point» на корейской верфи «SLS Shipbuilding». Тут ему удалось на мир взглянуть, и посмотреть, как живут люди в других странах.
В тот контракт Антон увидел почти всю юго-восточную Азию: Корея, Китай, Япония, Индонезия. В Малайзии прямо на портовом терминале работали кафе и магазины с сувенирами, и даже парковая зона с прудом была, а в нем – декоративные караси.
– Корейцы загляденье как работают, – рассказывает он. – Меня поражал такой повседневный фокус, который они на своей верфи проделывали. Утром смотришь: на стапелях стоит голый каркас будущего судна. Потом они как муравьи набрасываются на него, целый день работа кипит, а вечером уже стоит готовый корпус. Каким же чудом техники после «Владимира Коккинаки» мне показался наш новенький «NS Point». Все механизмы компактные, кругом автоматика, все управляется с компьютера. Это был наглядный урок современного высокотехнологичного судоходства.
Но, как оказалось, «сырой» пароход – тоже не пряник.
– Помню, как нашли плохо установленный температурный датчик топливного танка, – говорит Антон. – Вроде мелочь, а не доглядели бы, то после первой же бункеровки машинное отделение мазутом бы залило. В общем, весь рейс мы присматривались к технике.
А вот следующий танкер – «Памир» – стал для Антона Тихоненко родным. Он пришел на него в 2009 году, с тех пор так и работает. Здесь он стал третьим механиком и понял, почему машинная часть экипажа называется командой. Совладать с инженерной стихией сложных судовых механизмов, каждый из которых живет собственной непростой жизнью, можно только сообща.
– Уважаю нашего электромеханика Дмитрия Карасева и его сменщика Андрея Паутова, – рассказывает Антон Тихоненко. – Они повелители электричества. Вся наша хитрая автоматика на них, они смогли ее приручить. Наши вторые механики Павел Земцов и Роман Резванов – мои учителя. Их заведование – главный двигатель, мое – дизель-генераторы. Они не только позволяют мне, забегая вперед, учиться у них, но и делятся своим опытом успешных третьих инженеров. Однако самые ценные ресурсы – конечно, мастерство и интуиция наших стармехов, Сергея Крюкова и Василия Дьячкова. Меня всегда поражало их терпение. Бывает, перестрахуешься, вызовешь их по какой-нибудь, как потом выяснится, мелочи, а они даже не сердятся, понимают.
Впрочем, то что на флоте при ответственном отношении к делу мелочей быть не может, Антон уже тоже понял.
Когда много месяцев находишься в замкнутом пространстве, судно становится для тебя домом. Молодые иногда в сетевом режиме играют в Call of Duty, а когда компьютер приедается, отдают должное настольным играм. В приоритете те, которые голову поломать заставляют. Судовой спортзал тоже далеко не на последнем месте. Еще есть рыбалка.
– Мне раньше приходилось рыбачить только с берега, но океанская рыбалка – совсем другой драйв, – говорит Антон. – У нас в экипаже полно мотористов и матросов, у которых есть чему поучиться.
Антон Тихоненко давно понял, что профессия моряка, как и любая другая, имеет плюсы и минусы. Конечно, долгую разлуку с семьей и друзьями всякий моряк назовет главной проблемой. С другой стороны – именно работа в море позволяет создать человеческие условия для своих близких: купить квартиру, не залезая в долги, планировать детей и их будущее, да и просто позволить себе комфортный отдых.
Наверх