РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Новое поколение судов предъявит дополнительные требования к профессиональной подготовке моряков. Такого мнения придерживается Дэвид Патрайко из Морского института (Nautical Institute).
Неизбежно вызывающая споры тема автоматизированных судов без экипажей и дистанционного управления морскими перевозками последнее время возникает все чаще. Несмотря на то, что дебаты о судах без экипажей подогревают разговоры об автоматизации судоходной индустрии, похоже, как раз в этом случае от моряков будет требоваться больше знаний, умений и профессиональных навыков, чем время диктует сейчас. Вот что об этом думает Дэвид Патрайко из Морского института.
Автоматизация является разрушительной, объясняет он, но это не одно и то же, что негативное влияние. Разумеется, она вызовет сокращение рабочих мест, но и создаст потенциал для новых. Возможно, даже изменится география трудовых ресурсов и процесс принятия решений, но необходимость в них не исчезнет.
Дистанционно управляемые суда – это по-прежнему всего лишь идея, которая гораздо ближе к теории, чем к практике. И все же не стоит списывать ее со счетов. Автоматизированные технологии давно стали неотъемлемой частью современной судоходной отрасли: от автоматически управляемого машинного отделения до многочисленных приборов электронной навигации и дистанционного контроля.
Специалисты считают, что в ближайшем будущем судоходство ждут изменения в требованиях, предъявляемых к офицерам и рядовому составу. Так, от механиков потребуется больше знаний в области компьютерного программного обеспечения и электротехники, чем в инженерной механике. Новые суда, использующие инновационные технологии, будут стимулировать эти изменения.
Поскольку новое поколение моряков и технологий распространятся по всей судоходной отрасли, автоматизированные системы будут использоваться разумнее и рациональнее. Автоматизация нужна не только для того, чтобы добиться экономии расходов.
В прошлом году генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО) Коджи Секимизу заявил, что отрасль нуждается в новых, молодых кадрах, которые должны быть обучены в соответствии с требованиями будущего судоходства.
В ходе недавней конференции Всемирного морского университета (WMU) по вопросам образования и профессиональной подготовки судовладельцам рекомендовали подтолкнуть власти своих стран к выработке правил по обучению офицеров-электротехников. Объяснение этому простое. Приборы, которые представляли собой электрическое аппаратное оборудование, не часто проходили модернизацию. Теперь это оборудование работает на основе программного обеспечения и будет гораздо чаще обновляться и совершенствоваться, поэтому требования к профессиональному уровню электромехаников должны быть соответствующими.
В свою очередь, ожидания и запросы высокопрофессиональных моряков также вырастут. Условия труда и быта на борту: зарплата, социальный пакет, карьерный рост и многое другое должны стать на порядок лучше. Только тогда моряки захотят работать на флоте.
Менеджеры и операторы практически всех секторов, скорее всего, столкнутся с появлением новых движущих сил в области подбора и найма экипажей, и некоторым из них будет непросто соответствовать или трудно соблюдать требования Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве.
Тем не менее, полностью автоматизированные суда – это все-таки вопрос отдаленного будущего.
Наверх