РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Женщины в современном мире все чаще выбирают профессии, которые традиционно считаются мужскими. С недавнего времени торговое судоходство перестало быть исключением и уверенно следует этим тенденциям. Исследования показывают, что с каждым годом число женщин, выбирающих в качестве сферы своей деятельности морские грузоперевозки, растет. Однако росту мешают препятствия гендерного характера. Они не дают женщинам полноценно работать в отрасли или продвигаться по службе.
«В ряде исследований говорится о том, что женщины превосходят своих сокурсников мужского пола в морских учебных заведениях и доказывают, что способны работать на равных с мужчинами на борту, – отмечает в интервью «IHS Maritime» Момоко Китада, помощница профессора Всемирного морского университета и соавтор книги «Женщины в торговом флоте: всемирное лидерство».
Несмотря на это, женщины часто не могут устроиться на плавпрактику из-за предвзятого отношения судовладельцев, нежелающих брать на борт женщин. По этой причине многие из них вынуждены попрощаться с мечтой о море.
В книге «Женщины-моряки: международные методы и практика найма» («Women seafarers – global employment policies and practices», 2003) описаны семь основных аспектов дискриминации морячек. Так, в некоторых странах женщинам запрещено поступать в морские учебные заведения; работодатели не берут на работу женщин, ошибочно думая, что они проработают в море меньше времени, чем мужчины; женщины получают более низкую зарплату, чем мужчины за ту же работу; работодатели неохотно продвигают женщин по карьерной лестнице; девушки на борту не имеют таких же удобств, которые доступны мужчинам. И плюс ко всему женщинам приходится доказывать свою состоятельность как специалистов, работая на пределе возможностей.
Если женщина все-таки получила место на судне перед ней встает следующая проблема – исключительно мужское окружение. Женщины, работающие в торговом флоте, рассказывают о смешанном отношении к ним со стороны коллег противоположного пола. Одна женщина, которая работала на торговых судах, говорила, что самой неприятной и труднопреодолимой проблемой во время плавания было укоренившееся в мужском морском братстве мнение о том, что женщины не пригодны к профессии моряка, а также сочувствие и жалость, которые некоторые демонстрировали по отношению к ней.
Ученые-исследователи из Эгейского университета, подготовившие доклад об отношении к женщинам-морякам на греческих судах, заметили, что мужчины более доброжелательно воспринимают транспортниц на борту круизных лайнеров, чем на грузовых судах, поэтому в круизном секторе проблем возникает меньше. Кроме того, в этом исследовании обращается внимание на то, что отношение и восприятие морячек мужчинами во многом зависит от возраста, уровня образования, национальности и семейного положения. Особенно тяжело приходится женщинам из развивающихся стран: мало того, что отношение к ним бывает как к дешевой рабочей силе «третьего сорта», так еще добавляется дискриминация по половому признаку.
Согласно данным, полученным в ходе опроса о качестве здравоохранения для женщин в морской отрасли (2014-2015 гг.), 70% из 595 респондентов выполняют управленческие функции. Из них 30% – британки, 10% – американки, а представительниц Индии или Юго-Восточной Азии совсем нет. Опрос провели ученые британского университета Southampton Solent University. Его финансировал Фонд моряков Международной федерации транспортников (МФТ)
Комментируя эти цифры, адвокат по правам человека Дэвид Хэммонд отметил, что трудность состоит в том, чтобы обеспечить к женщинам различного социального происхождения равное отношение в профессиональном плане, иначе мужчины на судах будут воспринимать их как подчиненных, независимо от занимаемых должностей.
Глава Фонда моряков Кимберли Карлшуе отметила, что больше всего ее беспокоят запугивания женщин-моряков. Она сказала, что проводимое исследование поможет оценить масштабы проблемы: «Мы, как отрасль, упустили из вида важные аспекты, касающиеся морячек. Чтобы исправить ситуацию нам необходимо понимать, как социальное формирование личности и дисбаланс соотношений силы и власти между мужчинами и женщинами на борту судов влияет на риски и состояние здоровья как женщин, так и мужчин различных возрастов и должностей. Также в опросе приводятся данные о том, что только 17% женщин сообщили о случаях сексуального преследования. Больше всего их было отмечено на танкерах – 24%, паромах – 20%, грузовых судах – 18% и пассажирских – 12%. Помимо устранения сложностей, связанных с трудоустройством и карьерным ростом женщин, необходимо изменить ограничения по показателям физического здоровья, которые являются дополнительным препятствием к тому, чтобы профессия моряка стала более реальной перспективой для женщин».
Оливия Свифт, экономист-антрополог и лектор Лондонского университета Голдсмит, участвовавшая в опросе, уделила внимание практическим потребностям женщин на борту, включая медицинские справочники, где можно найти информацию не только о мужских, но и о чисто женских проблемах со здоровьем; санитарно-гигиенические средства; отдельные каюты для женщин, помещения для личной гигиены; часы, отведенные для занятий женщин в спортзале, а также женский и мужской спортивный инвентарь.
Кроме того, необходимо внести изменения в регламентирующие документы. Эксперты рекомендуют обозначить отдельную внутреннюю политику в отношении запугиваний и оскорблений на борту и четко прописать правила предоставления отпуск по беременности и родам и их оплаты. Женщины, приступающие к работе в море, должны в обязательном порядке прослушать курсы о своих правах и о том, как их отстоять.
Несмотря на трудности и неудобства, многие женщины остаются верны морской профессии. Одним нравится бросать вызов и добиваться успехов и признания, другие полюбили профессию моряка за ее уникальность. Факт остается фактом: интерес женщин к морским профессиям налицо. Теперь дело за участниками отрасли, ведь нужно сделать все для того, чтобы стремление женщин преодолеть препятствия на пути к морской карьере того стоили.
Наверх