07.08.2015

Море получил в наследство

Если бы Сергею Супруну, старшему механику «NS Stream» (СКФ Новошип), предложили выбрать судьбу заново, он наверняка бы снова предпочел море. Хотя судьба, если честно, выбора ему не оставила.

Судите сами. Именем его отца назван рейдовый катер «Капитан Супрун». Дядя, брат и сын связали свою жизнь с морем. Когда флотская династия собирается вместе, быть кем-то другим просто странно.

– Я с детства хотел стать моряком: выжигая по дереву, рисовал исключительно парусники, взахлеб читал об открытиях и приключениях, о пиратах южных морей, –  вспоминает Сергей Николаевич. – Представить себе не мог, что увижу их лично. Должен сказать, это не романтичнее любого другого вооруженного налета, где бы он ни происходил. 

С опасностью он столкнулся, работая старшим механиком на «NS Stream»:

– Мы стояли в ожидании портовых властей в 60 милях от гвинейского порта Конакри. Вахтенный на корме заметил лодку с подвесным мотором, которая двигалась в нашем направлении. Вроде бы ничего опасного: на дне какие-то канистры, укрытые брезентом, управляет один человек. И вдруг из-под брезента выскакивает с десяток боевиков с автоматами и открывают огонь. Я в машину – запускать двигатель. Наш капитан Павел Спесивцев дает команду «Полный ход!», и судно начинает маневрировать. А пираты уже на приступ идут. Абордажную «кошку» с бамбуковой ручкой зацепили за леерное ограждение, и самый проворный пират уже ловит волну, чтобы взобраться по лестнице. Но в этот момент боцман Геннадий Митин оказался смышленей. Он буквально выхватил лестницу из его рук, схватил «кошку» и втащил эту амуницию на борт. Пираты туда-сюда, а на борт забраться не могут. Так и отстали. А мы у берегов Гвинеи еще два дня дрейфовали после этого, пока власти Конакри не прислали для нас военный конвой.

Бывает так, что риски напрямую с морем не связаны. Но все равно сталкиваются с ними только моряки, да разве что путешественники. Одна такая история случилась, когда в первой половине девяностых Сергею Николаевичу довелось перегонять на запад Индии, на кладбище кораблей под Бхавнагаром, старенький списанный танкер из серии «Сплит».

– Еще в Суэцком канале до нас дошли тревожные вести о вспышке чумы в Индии, – рассказывает он. – Однако на тот момент это были отдельные очаги болезни, зарегистрированные совсем в другом конце страны. И мы продолжили свой путь. В часе езды от Бхавнагара мы выбросили танкер на берег. Местечко, надо сказать, постапокалиптическое: океанский прибой, на сотни метров видны только остовы здоровенных судов, тысячи чумазых рабочих с газосварочными аппаратами, да высоченные пирамиды из газовых баллонов. Но оказалось, что настоящий триллер ждал наш экипаж еще впереди. Выяснилось, что на этот момент чума была уже повсюду. Каким-то чудом через санитарные кордоны нас вывезли в Нью-Дели и посадили в последний самолет «Аэрофлота». После этого страну закрыли на карантин.

В прошлом году Сергей Супрун был награжден корпоративным знаком отличия «За безаварийную работу на морском транспорте» третьей степени. Пятнадцать лет работы без ЧП – отличный результат. Этот опыт говорит: чтобы быть хорошим старшим инженером, одного инженерного мышления недостаточно.

– Тут все важно: хорошее снабжение и техническая поддержка со стороны береговых служб, наличие высококлассных специалистов на борту, единая команда, – говорит он. –  Это большой согласованный труд.  У нас все правильно сложилось и с отделом снабжения флота, и с моей машинной командой. Наш моторист Юрий Егоров – мастер на все руки, отличный сварщик и токарь. Может выточить любую деталь, что в условиях моря ценно втройне. Мои номерные механики – второй, Николай Савенко, и третий, Виталий Авраменко, – никогда меня не подводили. Оба, как и я, представители морских династий, знают, чего ждать от моря, оба вот-вот пойдут на повышение. В общем, что говорить, повезло мне с командой. И эти годы безаварийной работы, они не только мои, они наши, общие.

А между тем, Сергею Николаевичу есть с чем сравнить. Бывали в его жизни такие пароходы, которые у механиков считались настоящей школой выживания. С одним из них ему довелось познакомиться в 1992 году. Это было первое судно в одноименной серии, построенное в Керчи, – танкер «Победа».

– Я пришел на судно вторым механиком, – рассказывает Сергей Супрун. – «Победа» считалась очень «тяжелым» судном, но я этого тогда еще не знал: это был мой первый рейс в должности. В целом неплохие суда этой серии, но надо полагать, все-таки не были доведены до ума. Главный двигатель знаменитой датской «Burmeister&Wain» был собран по лицензии в Брянске. В каждом порту его приходилось ремонтировать, а запчастей для полной победы над нашей «Победой» вечно не хватало.

Опыт, полученный на этом судне, оказался бесценным и пригодился на следующем танкере «Валерий Чкалов», которому Сергей Супрун отдал 11 лет.

У Сергея Николаевича есть старенькая карта, на которой он отмечает порты, в которых побывал. Побережья всех обитаемых материков, кроме Австралии, не видны – все в отметках. Эта карта для него что-то вроде напоминания о том, что профессия моряка никогда не потеряет своей романтики.

У моей работы есть только один, но очень существенный недостаток, – считает Сергей Николаевич. – Моряки подолгу не бывают дома. Даже сейчас, когда контракты по четыре месяца, – это немало. А ведь когда я только начинал, рейсы длились по семь-восемь месяцев. Мой личный рекорд – 13 с половиной месяцев в море. Жена нашим маленьким детям регулярно показывала мою фотографию, чтобы, когда вернусь, они в незнакомом бородатом дяде отца узнали.

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх