17.08.2015

Морское образование в Архангельске "штормит"!

С обращением к губернатору Архангельской области Игорю Орлову по вопросу сохранения морского образования выступили представители судоходной отрасли и морской общественности, сообщает председатель Северной региональной организации Российского профсоюза моряков (СРО РПСМ) Александр Красноштан.

Происходит медленное и планомерное уничтожение старейшего российского учебного заведения, который стал заложником экономической ситуации и принятых законов в области морского образования. Исчезновение системы образования морских специалистов самым негативным образом отразится на состоянии социальной и экономической сферы региона, – сказано в обращении, – нельзя допустить, чтобы освоение Арктики, возрождение Северного морского пути (именно эти задачи сегодня ставит президент РФ Владимир Путин) осуществлялось без моряков-северян.

«Сегодня для развития регионов Арктики не достаточно специалистов и рабочих рук. В свое время подобная история произошла в авиации, когда в стране стал ощутим дефицит пилотов, из-за чего приняли законы, разрешающие иностранным пилотам работать в российских авиакомпаниях. Мы хотим сохранить Арктику для России и осваивать ее можно только морским путем, для этого необходим флот и квалифицированные человеческие ресурсы», – считает Александр Красноштан.

Обращение озвучивает основные проблемы, связанные с получением морского образования и вопросами дипломирования. В Архангельске существует Арктический морской институт имени В. И. Воронина (АМИ им. В. И. Воронина), который сегодня является филиалом Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова» (ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова). По решению ученого совета питерцев с этого года в Архангельске прекратили давать высшее морское образование и часть ребят вынуждена уезжать учиться в головной вуз в Петербург.

К слову, это старейшее учебное заведение, которое стало первым морским учебным заведением в России учрежденным еще в 1781 году Екатериной II.

По мнению экспертов, «ситуация с морским образованием усугубляется еще и тем, что в «новом» законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года среднее образование объявлено «общедоступным». Теперь в морские средние учебные заведения стали принимать без вступительных экзаменов. Это вызвало большое количество отчислений. Так, за 2013 год из АМИ им. В. И. Воронина по разным причинам отчислено 89 человек, за 2014 год – 104. Надо сказать, что это очень большой процент отчисления, т. к. общая численность обучающихся в институте составляет 400 человек.

По мнению Красноштана, за всеми этими цифрами «стоят выброшенные на ветер  государственные деньги. Мореходка, бывшая когда-то гордостью города и давшая флоту сотни прекрасных капитанов и старших механиков, постепенно деградирует». Большую  обеспокоенность вызывает ситуация, сложившаяся в связи с приказом от 15 марта 2012 года, подписанным Министром транспорта РФ И. Левитиным приказ № 62, который утвердил «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов».

Так, согласно этому приказу для того, чтобы претендовать на должности старших командиров судов, к которым относятся капитан, старший помощник капитана, старший механик, второй механик и старший электромеханик, необходимо иметь высшее специальное образование. Надо отметить, что за всю историю российского и советского флота подобных требований не существовало.

«Таким образом, специалисты со средним специальным образованием претендовать на должности старшего комсостава могут только при условии получения в последующем высшего образования, для чего им надо будет отучиться еще 5-6 лет. В зарубежном судоходстве все эти сроки гораздо меньше, и в этом отношении наши моряки оказываются в невыгодном положении», – говорится в обращении.

«Выпускники высших и средних мореходок шли на флот и начинали свою карьеру одинаково с младших помощников капитана и младших механиков. Двигаясь дальше по служебной лестнице, и те и другие становились капитанами и старшими механиками. Примерно в середине 60-х годов прошлого столетия, когда на флот стали приходить все больше и больше выпускников высших мореходок, возникла ситуация, при которой старшие командиры имели среднее образование, а младшие – высшее», – говорит Красноштан, – Вот тогда и заговорили о необходимости получения высшего образования капитанами и старшими механиками. При этом каких-либо законодательных актов, устанавливающих требования о высшем образовании для старших командиров судов морского флота, не принималось. Однако появилось негласное требование о необходимости иметь высшее профессиональное образование капитанам и старшим механикам судов морского флота».

Отметим, что РПСМ смог добиться того, что положение №62 не распространяетсяна выпускников средних мореходных училищ, закончивших учебе до 1 июля 2013 года. Но этого недостаточно, уверены специалисты.

В обращении упоминаются многие другие вопросы, касающиеся морского образования, кроме этого эксперты внесли свои предложения, которые помогут предотвратить уничтожение морского образования в Архангельской области. 

Под текстом обращения подписались: председатель СРО РПСМ Александр Красноштан, генеральный директор ОАО «Северное морское пароходство» А Брынцев, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Э. Белокоровин; представитель северных капитанов, почетный работник морского транспорта С. Ястребцов, генеральный директор ООО МК «Вилсон-Архангельск» А Лукин, директор представительства компании «BGI-Архангельск» В. Падун, генеральный директор морского кадрового агентства ООО «ПолАрх Круинг» И. Мальцева, генеральный директор ОАО «Северное речное пароходство» Н. Смирнов, директор архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Н. Правилов, начальник управления безопасности мореплавания ОАО «СМП» Н. Ерегин, генеральный директор ОАО «Транс-НАО шипинг компани» В. Тюрин и и.о. начальника Северного управления Госморречнадзора М. Воробьев.

По информации СРО РПСМ.

↑ 

Наверх