РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На борту траулера «Dzintarjura» (IMO 8107050) случилось восстание работников рыбцеха, попавших на судно как туристы. Факты неумолимы. Именно группой туристов по случайному набору они вылетели из Калининграда на Канары, где поселились на судне по флагом Сент-Китс и Невис.
Траулер «Dzintarjura» зарегистрирован на Карибах, управляется из Лас-Пальмаса, в экипаже более 40 граждан РФ, проживающих в Калининградской области. Трудовых контрактов нет, отсюда и получается, что туристы. Народ приехал на судно без судовой роли и документов сопровождения, то есть без участия работодателя или круинга. Граждане РФ под флаг Сент-Китс и Невис попали самостоятельно и по разным визам.
Впрочем, у одного туриста со специальностью «судовой электромеханик» контракт имелся. Дело в том, что траулер голландской постройки оказался автоматизирован под завязку, техническая документация лишь на тарабарском языке. Поэтому привлеченный специалист должен был разбираться и в том, и в другом – отсюда особые условия.
Вот так и начался этот экзотический тур «по морям, по волнам».
На первых порах траулер, название которого переводится как «янтарное море», месяц стоял в ожидании лицензии для датской зоны, поэтому усиленной трудовой деятельности у туристов из рыбцеха не наблюдалось.
Отсюда вопрос: а кто этим людям в Калининграде что-то обещал?
Ходят слухи, что круинг. Мол, была контора, где рыбообработчикам официально обещали по $1,5 тысячи в месяц «с гарантией». Без условий – выловил что-то или нет. Неважно, где судно находится – на пляже или под Гренландией. Хотя, по словам агентства «Балтфлоткадры», выступавшего в данном случае консультантом по условиям рейса (по имеющимся фактам), цифра была другая. Прозвучала «гарантийка» в размере $1000 долларов, не больше. Для сравнения, уровень в местных рыбопромысловых компаниях флага РФ примерно $600.
Как бы там ни было, пляжный сезон в Пальмасе закончился в конце июня, когда Северная Атлантика покатила свои валы навстречу судну. И тут вместе с рыбалкой начались проблемы. По итогам первого месяца работы матросы-туристы получили примерно половину ожидаемой, где-то услышанной, но нигде не прописанной зарплаты. Отсутствие гласности, как вы помните, хорошим не заканчивается. И по правилу испорченного телефона в замкнутом судовом контуре начинаются споры, разносятся слухи и звучат загадочные цифры. Такие дискуссии кого-то развлекают, а кого-то сплачивают за справедливость. Поэтому на исходе второго месяца работы, вполне успешного для рыбалки, десятка полтора рыбообработчиков решили, что их кинули.
И когда грянул День ВДВ РФ, 17 членов экипажа (все рядовые, кроме почему-то примкнувшего к ним «эксклюзивного» электромеханика) употребили, как написано в рапорте капитана, содержимое пяти емкостей по восемь литров спиртосодержащей жидкости и отправились дискутировать с капитаном и начальниками судовых служб.
Одна группа, преследуя капитана и стармеха, штурмовала ходовой мостик, другая – бродила среди братьев по классу и агитировала бросать работу. Одних удалось остановить, другие победили: рыбцех прекратил работу.
Все это происходило в двухсотмильной зоне близ Гренландии. Ночью шли переговоры между судовой администрацией и туристами, потребовавшими «прекратить промысел и следовать на Фареры для отправки домой с зарплатой для всех желающих». Судно снялось и двинулось на Фареры, подчиняясь ситуации. В ходе бунта серьезно пострадал турист-электромеханик, получивший травму. По словам туристов, именно это обстоятельство привело к восстанию на судне.
По их версии, электромеханик посетил судовой мостик, будучи свежим и трезвым, с целью убедить капитана обращаться с рыбообработчиками на «Вы». Однако капитан, будучи в день ВДВ в праздничном настроении, зачем-то ударил его кружкой по голове, изгнав с мостика. Далее травмированный ушел в умывальник, где оставил следы, которые привлекли внимание братьев-рыбообработчиков, и с этого места начались события, обусловившие срыв рейса и заход судна в деревушку Фуглавьорд на Фарерских островах.
В те дни, когда траулер туда шел, разные женские голоса звонили в Российский профсоюз моряков (РПСМ) и Международную федерацию транспортников (МФТ), от Калининграда до Лондона, с жалобой на плавающий концлагерь, где не платят, убивают и не подписывают трудовой контракт.
Потом выяснилось, что задолженности по зарплате на судне не было. Например, тот же электромеханик получал на банковский счет все оговоренное. Но в женских жалобах прозвучало главное – «нет контракта», а это серьезное нарушение. И не потому, что так требует международное право и любой кодекс любого флага. А потому, если случится серьезное на борту, тяжело определить компенсацию по травме, юридическую ответственность и прочее.
Отсюда существует «презумпция изначальной виновности» работодателя, который словно автомобилист, столкнувшийся с тупым пешеходом, все равно признается виновным. Виноват, что не учел фактор присутствия дурака на дороге. Услышав про отсутствие контракта, на помощь примчалось много международных помощников. Здесь и МФТ из Лондона и Петербурга, и исландские профсоюзы, и аборигены-островитяне, и местная пресса, и телевидение.
Наконец, Департамент торгового мореплавания республики Сент-Китс и Невис обратился к судовладельцу с нотисом-предостережением. Давление на судовладельца продолжалось неделю. И все это время судно стояло без движения. В соседнем Торсхавне свежие туристы из Калининграда уже ждали в гостинице, когда на борту освободятся 17 рабочих мест. Кстати, остальные члены экипажа, более 30 человек, претензий не заявили.
12 августа судовладелец капитулировал, пообещав «выплатить зарплату в размере $1500, оплатить расходы за визу и перелет в Калининград».
Вообще-то у обычного матроса-обработчика, а для некоторых этот рейс был первым, вдруг вышло по $1800 в месяц! Подарок или компенсация за отсутствие гласности …
Судовладелец, выплатив требуемое, ругался и обвинял туристов «в незаконном требовании денег, превышающих реальный заработок». Может, так оно и есть. Только где точка отсчета, базовое правило и основа для споров, разборок и компромисса?
Нет контракта – нет правосудия.
Вадим Мамонтов, председатель Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков, инспектор МФТ в порту Калининград
Наверх