21.08.2015

Уйти на берег? Не вариант!

Далеко не каждый вчерашний курсант морского ВУЗа связывает свою жизнь с морем. Евгений Першень, старпом VLCC «Plata Sunrise» (Columbia Shipmanagement), знает много таких примеров, но для него все наоборот: уйти на береговую должность – не вариант. Он считает, что работа в море испытывает каждого, но при этом дает немало шансов.

Евгений – представитель флотской династии. Его отец капитан дальнего плавания, брат  второй механик. Одно из самых ярких детских воспоминаний: с мамой и братом он едет на рейдовом катере «Трансфлота» к отцу на судно. 

– Море начинает штормить, а мы с чемоданами взбираемся по трапу на борт, – вспоминает он. – Следующие несколько дней на судне, возможно, единственные за целый год, когда мы сможем побыть с отцом. Рейсы-то в 80-е были по десять месяцев. Зато в эти дни у меня была возможность получить персональную экскурсию по судну и увидеть весь процесс погрузки-разгрузки. Для шестилетнего ребенка это было равносильно посещению космического корабля.

Евгений стал старпомом, когда ему еще не исполнилось и тридцати. Далеко не у каждого карьера на флоте складывается столь успешно. Ему всегда хотелось в каждой новой должности максимально быстро разобраться во всех нюансах и тонкостях. Если курс прокладывать, то быстро и безошибочно. Еще лучше, если карта – электронная. 

 – Мои курсантские годы в Новороссийской морской академии совпали с маленькой технической революцией на флоте, – говорит старпом. – Появлялись новые системы связи, вводились электронные карты, новейшее программное обеспечение. К нам приезжали разработчики из «Транзаса», и мы, кадеты, тестировали новейшие разработки, которых на тот момент действующий флот еще не видел. Конечно, в дальнейшем мне все это очень пригодилось.

Впрочем, технологии не могут предусмотреть все. В работе моряка полно испытаний, которые ни отменить, ни отложить нельзя. Прямо или косвенно в нее вмешиваются непреодолимая сила стихии и даже политика.

– В 2011 году я ходил в рейс от BGI, – рассказывает Евгений. – Владельцем нашего судна была компания, принадлежавшая сыну Каддафи. Все было хорошо до тех пор, пока Евросоюз в продолжение давления на президента Ливии, не заморозил счета его родственников. Компания Каддафи-младшего потеряла возможность расплачиваться с нами, а мы, соответственно, поневоле оставили без денег свои семьи на берегу. Ощущения были паршивые. Не знаю, как бы все сложилось, если бы не профсоюз и моя жена Татьяна. Наши «замороженные» деньги тогда помогли вернуть заместитель председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Вадим Иванов и инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в Новороссийске Ольга Ананьина. Они не только дали нам четкие инструкции на все дальнейшие действия, но и сделали все возможное. В итоге мы спасли от санкций свои честно заработанные деньги.

В то же время случился другой неприятный случай. Ливийские повстанцы захватили на рейде соседний танкер, который стоял буквально в миле. Экипаж вскоре отпустили, их интересовал груз – дизельное топливо. Но несколько дней морякам все равно пришлось провести под дулами автоматов в полном неведении о дальнейшей судьбе. Этот инцидент стал поводом для размышлений всем, кто наблюдал за произошедшим в эфире или воочию: а проскочи налетчики на милю дальше?

Застраховать себя от подобных историй нельзя. В море можно надеяться только на себя и свой экипаж. Вот почему понятие «командный дух» на флоте никогда не будет пустым звуком.

– Поддерживать традицию морского братства, работать с людьми – святой долг офицеров. Это не менее важно, чем навигация и грузовые операции, – считает Евгений Першень. – Чем можно объединить команду в свободное время? Однажды на судне мы провели чемпионат по «Counter Strike» – компьютерной игре, которой тогда все «болели». В крайнем рейсе у нас гвоздем программы стал стритбол – тот же баскетбол, но в одно кольцо. Рядовые в нашем экипаже филиппинцы,  у них две страсти: бокс и баскетбол. С любителями бокса все предельно просто: купили им DVD с боями звезды филиппинского спорта, и они его до дыр засмотрели. А для любителей баскетбола устроили турнир. Наши филиппинцы оказались отличными игроками, хоть и роста не богатырского. В конце концов, в стритбол втянулся весь экипаж. Кольцо у нас на судне было. Заказали у агента именные футболки с логотипом компании, названием судна и номерами, купили на деньги культфонда мяч, окружили сеткой площадку для игры на корме – и вперед! Получился целый судовой чемпионат.

Наверное, не все офицеры считают устройство таких турниров своим личным долгом. Просто Евгений умеет увидеть в однообразии морских будней шанс для маленького праздника. Для него это фотодело. Фотографии старпом делает судовой взрывобезопасной камерой. По технике безопасности только такой можно снимать на судне. При этом выглядит она как прибор для стирания памяти из фильма «Люди в черном».

– По виду почти шпионская штучка. Вот с ней я хожу по пароходу, делаю фотоотчеты для фрахтователя и компании, а попутно запечатлеваю нашу судовую жизнь, – рассказывает он. – В нашей работе с прекрасным сталкиваешься постоянно. Не буду о морских закатах. Представьте себе лучше другое: в сухом доке стоишь под днищем трехсоттысячного танкера. Как можно это не снять, хотя бы для того, чтобы сыну потом показать! Вот так постепенно я увлекся. Эту радость мне тоже подарила моя работа.

Евгений регулярно участвует в фотоконкурсах на морскую тематику, которые проводят профильные издания. Один из них завершился недавно: Российского профсоюза моряков проводил конкурс «По морям, по волнам. Фотография с биографией». Евгений занял призовое третье место.

ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх