РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На все суда, которые работают в Арктике и проходят Северным морским путем, в полной мере должны распространяться требования Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС), – считают в Российском профсоюзе моряков. С таким сообщением в ходе практической конференции «Арктика сегодня», проходившей в Санкт-Петербурге 29 апреля, выступил первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук.
Основой для правового регулирования на шельфе является Конвенция по морскому праву 1982 года, в которой определено, что территориальными водами является 12-ти мильная зона.
– Мы исходим из того, что те суда, которые выходят за 12-ти мильную зону, являются судами, осуществляющими международное судоходство. А такие суда, которые постоянно работают в этом районе и проходят Северным морским путем, должны соблюдать требования в соответствии с КТМС, – говорит Игорь Ковальчук. – Требования конвенции должны распространяться и на плавучие объекты по добыче углеводородов. Формально эти конструкции являются судами, они имеют номер Международной морской организации (ИМО), несут флаг страны, в которой зарегистрированы. Этот вопрос требует законодательного разрешения.
Конвенция определяет, что в случае сомнений они должны быть разрешены компетентным органом с участием представителей судовладельцев (объединением работодателей) и моряков (профсоюзов).
– Я уверен, – сказал Ковальчук, – что вместе с правительством мы вполне можем определить те группы судов, которые работают в Арктике и подпадают под действие конвенции. Для нас это важный вопрос, потому что конвенция позволяет поддерживать достаточно высокий уровень оплаты труда, достойные условия труда на судах, независимо от размера судна и района плавания, количества членов экипажа.
В свете КТМС возникает другой вопрос: распространяются ли положения конвенции на работников-буровиков плавучих буровых установок и морских стационарных платформ? Иначе говоря, имеют ли они статус моряка или нет?
– Для начала следует определить, являются ли буровые установки и морские стационарные платформы судами, – справедливо заметил председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Лев Алексеевич Миронов. – Согласно российскому законодательству плавучие установки (платформы), плавучие нефтеналивные и перегрузочные комплексы и стационарные морские платформы относятся к морским судам. А раз так, то и буровики плавучих буровых установок и морских стационарных платформ согласно КТМС должны иметь статус моряка.
Но в реальности все не так просто, российское законодательство не стыкуется с нормами международной конвенции, а значит, условия труда этой категории работников невозможно привести в соответствие с нормами КТСМ.
Но даже обретение статуса моряка не решит всех проблем по защите трудовых прав этой категории работников, поскольку трудовые отношения моряков и буровиков значительно отличаются. Последние работают, например, вахтовым методом. Поэтому в Нефтегазстройпрофсоюзе считают, что целесообразно внести в установленном законом порядке соответствующие изменения в раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» Трудового кодекса РФ, дополнив раздел главой «». Особенности регулирования трудовых отношений при разведке и разработке недр континентального шельфа».
Изменения необходимо внести и во многие другие законодательные акты.
– Следующий вопрос связан с расширением добычи нефти и газа на Арктическом морском шельфе, – говорит Игорь Ковальчук. – Обслуживанием таких установок и грузоперевозками могут заниматься разные суда, в том числе иностранные. Поэтому для нас важно защитить рабочие места российских моряков и нефтяников-газовщиков. Но российское законодательство, в частности, КТМ, определяет, что на судно под российским флагом могут наниматься иностранцы, но при этом старший комсостав: капитан, старпом, стармех и радиоспециалист должны быть российскими гражданами. При этом надо понимать, что в России моряки практически единственная профессия, в которой требуется разрешение на найм иностранцев.
По мнению РПСМ, профсоюзы должны разработать совместно с правительством и компаниями законодательные меры, которые квотировали бы рабочие места на судах и плавучих сооружениях, чтобы часть работников обязательно была российскими гражданами, если речь идет о добыче углеводородов на шельфе, который является зоной экономических интересов России.
Важный фактор – соблюдение требований безопасности труда. Сейчас в России идет смена идеологии в этой области, если раньше априори были определены отрасли с вредными и опасными условиями труда, полагались определенные компенсации, то сегодня система меняется. Каждое рабочее место освидетельствуется, но, к сожалению, не всегда компетентно и качественно.
Напомним, практическая конференция «Арктика сегодня: взаимодействие профессиональных союзов в развитии нормативной базы по условиям и охране труда, промышленной и экологической безопасности при работах на континентальном шельфе» была организована совместно Российским профсоюзом моряков и Нефтегазстройпрофсоюзом России.
Как отметил Александр Георгиевич Воробьев, председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга, цель конференции – организовать взаимодействие всех заинтересованных сторон по разработке нормативной базы при работах на континентальном шельфе. При этом защита трудовых и социально-экономических прав работников, обеспечение промышленной и экологической безопасности были и будут главными приоритетами деятельности на арктическом шельфе.
Наверх