31.08.2015

Как и почему бросают моряков и суда

По мнению канадской инспекции Международной федерации транспортников (МФТ), ключом к пониманию является право собственности.

Все суда под удобными флагами регистрируются по принципу: одно судно – одна компания-судовладелец. Проще говоря, каждое судно – индивидуальный предприниматель. Владелец целого холдинга может контролировать флот в несколько десятков судов, и каждое судно будет записано на отдельную компанию, зарегистрированную где-нибудь в Панаме, Мальте или Либерии.

Если владелец ведет бизнес при низких фрахтовых ставках, игнорирует обслуживание судна, недоплачивает морякам или не меняет экипажи, и, возможно, даже на эксплуатационные расходы не тратится, например, оплату бункерного топлива, то в конечном итоге он будет прижат к стене. Это могут быть кредитные обязательства перед поставщиками, счета за ремонт, невыплата экипажу заработной платы.

Иногда судно попадается при проверке портового контроля (PSC), когда перечень недостатков таков, что судно не может покинуть порт. Это означает, что груз не будет доставлен. Когда судовладелец оказывается в подобной ситуации, самое простое для него – бросить проблемное судно и продолжать руководить оставшимся флотом.  

Как после этого обстоят дела у оставленных на произвол судьбы моряков? К тому моменту, когда это происходит, как правило, люди уже работают без оплаты несколько месяцев, дома бедствуют семьи, расходных материалов нет, топлива и воды на борту нет или их уровень опасно низок. Нет доступа даже к самым простым средствам связи, как спутниковое радио, электронная почта или мобильные телефоны. Команда в отчаянном положении. Некоторые из них, возможно, больны. Все они страдают от тревоги и стресса. И нет ни кого, кто бы мог заплатить за медицинскую помощь. Экипаж вынужден томиться на борту своего судна в ожидании чуда.

Это ужасное положение: представьте себе – быть запертым на собственном рабочем месте, вокруг ров с водой, предотвращающий побег, чужая страна, продукты на исходе, нет возможности общаться с друзьями и родственниками, которые на другом краю света.

Если судовладелец не желает платить экипажу зарплату или оплачивать полет домой, если он готов бросить судно в иностранном порту, то кто-то должен помочь урегулировать ситуацию. Чаще всего экипаж бросается за помощью в МФТ, и зачастую инспекторы МФТ являются первыми, узнав о брошенном судне и экипаже, даже раньше кредиторов, грузоотправителей, фрахтователей и представителей государства флага.

Это дает хорошую возможность инспекторам сложить все пазлы вместе: фрахтователей и грузовладельцев, государство флага и классификационное общество, ипотечный банк и всех, кто может помочь обеспечить экипажу питание и медицинскую помощь.

Иногда финансово-заинтересованные стороны могут взять на себя обязательства выплатить заработную плату экипажу и организовать репатриацию.  Например, если стоимость груза серьезно превышает требования экипажа по заработной плате и расходов на возращение домой. Но это происходит крайне редко. Иногда вмешивается банк, который держит закладную на судно. Конечно, оценка сильно занижена, но банк может получить хоть какие-то деньги обратно, если судно пойдет на продажу.

Самый плохой расклад – ценного груза в трюмах нет, судно не дороже металлолома, а экипажу задолжали несколько сотен тысяч долларов, и моряки в пяти тысячах километров от дома. Это тяжелые случаи и практически безнадежные. Но в каждом таком случае инспекторы МФТ пытаются сгладить ситуацию, даже когда это только означает – найти способ вернуть членов экипажей домой к семьям.

Если вы не хотите на собственном опыте прочувствовать один из вариантов событий, когда судовладелец оставляет судно вместе с командой, убедитесь, что вы являетесь членом морского профсоюза. Перед трудоустройством на судно зайдите в профсоюз и выясните, является ли ваш потенциальный работодатель надежным, задерживалось ли судно в портах, имеется ли у компании коллективный договор, заключенный с членской организацией Международной федерации транспортников (МФТ). Помните, что на территории России право подписания коллективного договора МФТ имеет Российский профсоюз моряков (РПСМ).

По материалам сайта ITFCanada
Перевод: Вадим Мамонтов, председатель КРО РПСМ, инспектор МФТ в порту Калининград
↑ 

Наверх