05.10.2015

Труд рыбаков будет защищен

В конце сентября 2015 года в штаб-квартире Международной организации труда (МОТ) состоялась рабочая встреча представителей правительств, работодателей и работников, на которой обсуждался и был принят документ, имеющий отношение к Международной конвенции № 188 «О труде в рыболовном секторе». Документ называется «Руководство по проведению инспекций государством флага условий труда и жизни на судах рыболовного флота». В составе делегации Международной федерации транспортников (МФТ), представлявшей интересы работников, принимал участие председатель профкома моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков (РПСМ) Петр Осичанский. Он рассказал, почему важно, чтобы Конвенция № 188 была ратифицирована другими странами, включая Россию, и наконец-то вступила в силу.

– Петр Иванович, третий год успешно работает Сводная конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС), а вот о рыбацкой Конвенции № 188 информация практически отсутствует.

– Верно, хотя эта Конвенция была принята почти сразу после КТМС – в 2007 году. Спустя 8 лет ее ратифицировали всего 5 государств – Аргентина, Босния-Герцеговина, Конго, Марокко и ЮАР, а для вступления в силу требуется 10 ратификаций, в отличие от 30-ти, как это было с КТМС.

– Вступление в силу Конвенции  ждут сотни тысяч рыбаков, насколько она важна для них?

– Очень важна. Сегодня в мире примерно 36 млн человек занимаются промысловым рыболовством и рыбоводством в промышленных масштабах, в том числе 15 млн работников заняты на условиях полного рабочего времени, 13 млн – на условиях неполного рабочего времени, и 8 млн человек являются временными работниками. Только рыболовством занимается 27 млн человек (включая рыбаков с полным и неполным рабочим временем и временных работников). Актуальность принятия новой нормы для рыболовного сектора возрастает еще и потому, что рыбаки отнесены к самой опасной по сравнению с другими профессии. Здесь наиболее высок коэффициент смертности и уровень травматизма, о чем свидетельствуют данные, имеющиеся в штаб-квартире МОТ, по Великобритании, Скандинавским странам, США, ЮАР, Японии и другим странам. Нередко в прессе в официальных докладах можно встретить такие цифры: если на морском транспорте ежегодно происходит порядка 2000 несчастных случаев со смертельным исходом, то на рыболовном флоте таких случае свыше 24 тысяч.

Эти факты говорят об актуальности Конвенции, поскольку она должна обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудовых прав этой категории работников. Конвенция четко определяет условия труда и жизни рыбаков на судах рыболовного флота, занятых коммерческой рыбалкой.

Однако процесс вступления Конвенции № 188 в жизнь действительно затянулся до неприличия и, кстати, это редкий случай в практике МОТ, чтобы принятая Конвенция почти 10 лет дожидалась своей ратификации. Не случайно ее называют «обсуждавшейся в истории МОТ дольше всех». Думаю, это связано, во-первых, с самим содержанием Конвенции № 188. Определить единые требования для этой категории судов и работников не так просто, а обеспечить минимальные требования на таком разношерстном и многонациональном флоте еще сложнее. И работодатели, и правительства многих стран просто не понимают, как ее реализовать. Работа над конвенцией потребовала учета многих факторов: большого разнообразия рыболовного сектора, многочисленных типов и размеров судов, разнообразия видов рыбного промысла. Новая норма должна обеспечить защиту рыбаков во всех государствах мира и создать возможности ее широкой ратификации, чтобы оказать реальное влияние на условия жизни и труда рыбаков.

– Есть и другие причины?

– Одной из характерных особенностей структуры МОТ является трипартизм –  то есть формирование почти всех главных и вспомогательных органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников. Эти же правила относятся к механизму и процессу принятия нормативных правовых актов международного характера. Представители всех трех сторон, обсуждая тот или иной нормативный документ, идут не только по каждой строчке, но, что называется, пробуют на зуб каждое слово. Документ должен быть принят в таком виде, чтобы не допускать двойного толкования смысла каждой статьи. Поэтому требуется время для правовой, смысловой и других экспертиз. Это вторая причина, по которой процесс принятия Конвенции № 188 слишком затянулся. Но есть и другие факторы. Например, представители Филиппин высказали мысль о том, что рыболовный сектор в значительной степени криминализирован, а все процессы в нем абсолютно не транспарентны. Стало быть, работодатели абсолютно не заинтересованы в появлении такой конвенции, и с этим трудно не согласиться.

Наши российские рыбаки постоянно сталкиваются с непрозрачностью результатов своего труда: сколько рыбы выловлено, сколько продано, по какой цене и т.п. А ведь от этого зависит их заработная плата, которая сегодня отличается в разы у приличных компаний и компаний-однодневок. У последних она не превышает уровня простого водителя такси, а в таких исконно рыбацких странах, как Норвегия, Исландия, Дания, Испания уровень зарплат совершенно иной. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и живучесть бюрократических традиций. Представители Евросоюза прямо заявили, что Конвенция № 188 не принята в странах Евросоюза именно по этой причине.

Высказываются опасения, в значительной степени надуманные, что принятие Конвенции 2007 года может привести к всплеску безработицы. Поэтому не ошибусь, если скажу, что у правительств и работодателей интерес к Конвенции № 188, мягко говоря, невысок. Вся надежда на профсоюзы. Представитель Норвегии сообщил участникам высокого собрания, что лишь при постоянном давлении норвежского профсоюза на правительство они надеются добиться ратификации Конвенции в ближайшее время. Изучение опыта МОТ показывает, что государства не ратифицируют те или иные конвенции по разным причинам, в том числе в случаях, когда на национальном уровне законодательством или практикой уже обеспечивается более высокий уровень зашиты прав трудящихся.

– Незаинтересованность правительств и работодателей проявлялась на этой рабочей встрече в МОТ?

 – Нет. В штаб-квартире МОТ трехсторонние встречи носят преимущественно деловой, рабочий характе, и все участники такого совещания понимают важность именно сотрудничества, а не конфронтации. Но споры возникали. Например, когда обсуждали термины, понятия, определения. Ведь в любом серьезном документе вопрос о терминах главный: если не достичь общего понимания по терминам, никакой официальный документ, тем более международного значения, не сможет выполнить ту функцию, ради которой он создается.

– Существует мнение, что Конвенция № 188 года значительно более слабая, нежели Конвенция МОТ 2006 года.

– Первое и главное различие заключается в том, что одна из них регулирует условия труда и жизни на судах рыболовного флота, а другая на судах транспортного флота. Если же продолжить сравнения по структуре и содержанию, то, на мой взгляд, КТМС однозначно сложнее, стройнее и обладает гораздо более проработанным механизмом имплементации норм международного права в национальном трудовом законодательстве РФ. Она состоит из статей, правил и кодекса. Кодекс, в свою очередь, включает в себя обязательный Стандарт А и рекомендованный Руководящий принцип В. Не лишенная некоторых недостатков, Конвенция МОТ 2006 года все же обладает существенной конкретикой, а Конвенция № 188 о труде в рыболовном секторе имеет всего лишь 54 статьи и в плане конкретики значительно проигрывает КТМС.

– Многие рыбаки считают, что их труд никогда и никем не регулировался в международном масштабе.

– Это не совсем так. Международная регламентация труда в рыболовном секторе осуществляется на основе ранее принятых семи актов: 5 конвенций и 2 рекомендаций. Действующими нормами МОТ являются Конвенция 1959  года о минимальном возрасте рыбаков (№ 112), Конвенция 1959  года о медицинском осмотре рыбаков (№ 113), Конвенция 1959 года о трудовых договорах рыбаков (№ 114), Конвенция 1966 года о свидетельствах рыбаков (№ 125), Конвенция 1966 года о помещениях для рыбаков на борту судов (№ 126), а также Рекомендация 1920 года о рабочем времени в рыболовстве (№ 7) и Рекомендация 1966 года о профессиональном обучении рыбаков (№ 126). Требования пересмотра действующих в рыболовном секторе норм обусловлены необходимостью отразить в них многочисленные перемены в данной отрасли, так как со времени принятия последней нормы прошло почти 40 лет.

– Что и сделано в Конвенции № 188 «О труде в рыболовном секторе»?

– Особенности нового акта о труде в рыболовном секторе состоят в следующем. Действующие семь норм, касающиеся труда в этом секторе, распространяются на незначительную часть рыбаков мира. Новые нормы направлены на охват большинства рыбаков мира, включая тех, кто занят на малых рыболовных судах. В связи с этим будет обеспечена защита большего числа рыбаков, включая самозанятых рыбаков, а также тех из них, кто получает долю в улове. Значительная часть конвенции предусматривает положения, касающиеся безопасности и гигиены труда в рыболовном секторе, что должно способствовать снижению травматизма и несчастных случаев со смертельным исходом. Действующие нормы, касающиеся рыбаков, не решают на должном уровне данный вопрос, поэтому в Конвенцию № 188 включены положения, обеспечивающие защиту рыбаков в связи с профессиональными, связанными с их трудовой деятельностью заболеваниями.

Если говорить о содержании конвенции, то она состоит из преамбулы, 54 статей, сгруппированных в девять частей, и трех приложений: «Эквивалентность измерений», «Трудовой договор рыбака» и «Помещения для экипажа на борту рыболовных судов». Механизмы Конвенции № 188 отличаются от КТМС, в которой большинство конкретных требований, изложенных в форме обязывающих правил, стандартов и рекомендательных руководящих принципов, содержатся в кодексе, ставшем фактическим приложением к КТМС. К сожалению, Конвенция № 188 не уполномочивает государства, ратифицировавшие эту конвенцию, полноценно контролировать соблюдение конвенции иностранными судами, заходящих в их порты, с правом применения санкций к нарушителям. Фактически контроль возможен лишь при получении жалобы о том, что судно не соответствует конвенционным требованиям. Однако даже в этом случае подвергать его аресту или задержанию можно лишь при наличии веских оснований.

– Что еще можно выделить в содержании Конвенции № 188 и в тексте «Руководства по проведению инспекций государством флага условий труда и жизни на судах рыболовного флота», которое было принято в Женеве?

– В этой конвенции, в отличии большинства морских конвенций и КТМС  в том числе, особая роль отводится капитану судна. Капитан не ограничивается судовладельцем в принятии решений, направленных на обеспечение безопасности судна. Это вытекает также из многих других нормативных актов международного характера, из национальных правовых документов, но то, что этот момент особо подчеркнут в этой конвенции и вынесен в отдельную статью – радует. Это чрезвычайно важно в свете недавних трагедий на море с судами «Шанс-101» и «Дальний Восток», когда в результате кораблекрушения погибли в общей сложности около ста человек. Что касается Руководства (в русскоязычной версии оно, возможно, будет называться Рекомендациями), то такие документы уже действуют на морском транспорте и являются важным ресурсом по вопросам выполнения обязанностей государством флага, предусмотренных КТМС. Такая же роль отведена и этому вновь принятому документу. Необычным можно было бы назвать то, что особое внимание было обращено на обеспечение безопасности инспекторов флага при проведении инспекций. И все выступавшие напрямую связывали это с высокой степенью криминализации рыболовного сектора.

– И все-таки, есть ли свет в конце тоннеля? Когда Конвенция № 188 «О труде в рыболовном секторе» начнет свое, пусть не триумфальное, а просто рабочее шествие? И когда Россия присоединится к этой  Конвенции?

– Думаю, что в течение одного-двух, максимум трех лет это произойдет. Ожидается, что в этом году Конвенцию № 188 ратифицирует однозначно Франция и, возможно, Намибия. Что касается России, то, к сожалению, представителей со стороны правительства и со стороны работодателей в Женеве не было. Да и сама предратификационная атмосфера в отрасли отсутствует. Вспомним, как Российская Федерация и Российский профессиональный союз моряков готовились к ратификации КТМС. Поводились семинары, обучающие курсы на базе морских вузов, совещания с участием известных юристов, членов правительства и т.п. РПСМ приложил огромные усилия, чтобы КМТС была  ратифицирована Россией в обязательном порядке. Ничего подобного со стороны российского профсоюза рыбаков мы сейчас не наблюдаем.

Принятие «Руководства по проведению инспекций государством флага условий труда и жизни на судах рыболовного флота» как бы завершает весь цикл оформления Конвенции № 188, подготовив, в том числе, механизмы контроля за ее выполнением государствами флага. Безусловно, Конвенция № 188 сможет обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудовых прав тружеников моря – рыбаков. 

↑ 

Наверх