РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Николай Головченко – прославленный капитан СКФ с огромным опытом работы на танкерном флоте, лауреат всевозможных профессиональных наград. Признание танкера «Эльбрус» лучшим судном 2014 года в составе флота «СКФ Новошип ТМ» стало для него очередной высокой оценкой.
Николай Головченко рассказал, каким было судоходство почти 50 лет назад и стало сейчас, о работе штурмана, и какие жизненные приоритеты лежат в основе его личного успеха.
– Впервые на палубу танкера я ступил в далеком 1968 году курсантом судоводительского факультета Батумского мореходного училища. Флот за эти 47 лет изменился неузнаваемо! На моем первом судне, танкере «Дрогобыч», не было авторулевого: на вахте постоянно находились двое матросов. Из средств электрорадионавигации – гирокомпас, на котором постоянно срабатывала сигнализация по перегреву, и допотопный радиолокатор. Его берегли и включали только в туман или при прохождении узкостей. Лаг был ручной и каждый час вахтенный бегал на корму, чтобы записать показания.
Основными рабочими инструментами штурмана были пеленгатор и секстан. В то время названия и характеристики всех маяков Черного, Средиземного и других морей, куда ходили суда компании, судоводители знали назубок. Знание карты звездного неба было вопросом престижа. Сегодня даже Большую Медведицу покажут не все. Считают, что астрономия – пережиток прошлого, а местоположение судна в любую секунду можно снять с СРВ. Романтика штурманской профессии исчезает на глазах.
В разы выросло количество судов в мировом океане, ужесточились требования к безопасности мореплавания, к охране окружающей среды. Практически в каждом порту судно подвергается инспекции. Приходится половину рабочего времени проводить за составлением различных отчетов!
Изменились и люди. Выпускники морских вузов, прошедшие обе практики на судах СКФ и уже знакомые с требованиями, подготовлены неплохо. Обучение же рядовых фактически поручено судовым экипажам. Некоторые вообще впервые видят танкер. Недаром наша компания в последние годы стала уделять больше внимания подготовке рядового состава.
Я стал капитаном во времена Советского Союза, когда на море было относительно спокойно. Были мелкие попытки воровства в Азии и Южной Америке, но и в самом страшном сне мне не могло привидеться, что под конец карьеры я буду опутывать родное судно колючей проволокой, чтобы защититься от пиратов, в Гвинейском или Аденском заливе буду просыпаться по ночам на каждый посторонний звук, а моего лучшего друга, однокурсника и коллегу, капитана Василия Трегуба захватят нигерийские пираты! Или что могут возникнуть трудности с посещением друзей-однокурсников в городе моей юности Батуми, а в прекрасном морском городе Одессе будут твориться ужасы, как во время войны.
В перестроечные времена Россию в Европе и Северной Америке принимали за сырьевой придаток Запада. Сейчас нас снова начали уважать во всем мире. Вспоминаю случай в последнем рейсе. Лоцман из малайского порта Пасир Гуданг, узнав, что мы русские, с жаром пожал мне руку и сказал: «Капитан, держитесь! Не вздумайте уступать. Мы все здесь в Малайзии за Россию, и прекрасно понимаем, что происходит в мире»!
Танкер «Эльбрус», на котором Николай Головченко отработал 10 лет, стало лучшим судном СКФ в 2014 года. Безусловно, это заслуга всего экипажа. Капитан рассказал, как ему удалось организовать работу команды:
– Известие о том, что наше судно стало лучшим, явилось для меня и моего коллеги и сменщика, капитана Николая Демченко, приятной неожиданностью. Тот год был очень напряженный. Нам впервые за 10 лет с момента приемки судна пришлось оправдывать присвоенный ему ледовый класс. В январе-феврале наш танкер совершал рейс в Квебек и Монреаль – канадские порты реки Святого Лаврентия. В отдельные дни морозы достигали 30 градусов, но благодаря большой подготовительной работе, проведенной экипажем, и выполнению рекомендаций нашего суперинтенданта В. Крикунова, мы успешно его завершили, не допустив ни одной поломки. Затем был рейс в Норвегию через зимнюю штормовую Атлантику, плановый двухнедельный ремонт на класс в турецком порту Тузла, рейс на тихоокеанское побережье Мексики, небезопасный нигерийский порт Лагос. Мы успешно прошли ряд инспекций нефтяных компаний, Парижского и Черноморского меморандумов, инспекции класса DNV. Завершили год в Тихом океане на траверзе Гавайских островов, выполняя рейс на Японию.
Основное наше богатство – конечно, люди! Мы с моим сменщиком еще 10 лет назад договорились ничего не скрывать друг от друга, и учитывая, что мы работаем по четыре месяца, а основной экипаж – по шесть, не делить людей на своих и чужих. Подбираем профессионалов, способных работать, не считаясь со временем, и уживаться с людьми в экипаже. Ведь судно, как аквариум – поведение каждого на виду. Начинать приходится с себя.
За эти годы нам действительно удалось подобрать команду, способную справиться с любой задачей. Конечно, кто-то ушел на другие суда, став капитанами и старшими механиками, но основной костяк возвращается на ставший уже родным «Эльбрус». Из командиров хотелось бы отметить в первую очередь старшего механика Ю. Гречухина, старших помощников Н. Бородина и В. Кузнецова, второго механика А. Гордиюка (когда-то он пришел на судно мотористом), настоящего мастера своего дела электромеханика С. Лежнина, вторых помощников Е. Гапатика и А. Шанина. Особый сказ о рядовых. В первую очередь, это донкерманы А. Белан и С. Бабай, а также боцманы А. Щаблыка и В. Растопшин. Эти ребята из славной когорты выпускников Новороссийской мореходной школы. Всю свою жизнь они посвятили флоту, стали классными специалистами.
Конечно, жизнь экипажа – не только работа. Есть место и спорту, и праздникам. На берегу многие из наших встречаются, дружат семьями, вместе ходят на охоту и рыбалку.
Николай Головченко поделился секретом своего успеха и дал хороший совет тем, кто стоит в начале своей морской карьеры, как завоевать уважение коллег:
– Молодые люди, выбравшие море, должны ясно себе представлять, что это не только романтика дальних странствий и высокая зарплата. Это и длительная разлука с родными и близкими, замкнутый коллектив, частая смена часовых поясов, бессонные ночи в штормовую погоду, опасности, необходимость работать больше восьми часов в сутки. Нужно быть готовым к тому, что тебя может не дождаться любимый человек, который тебе клялся в вечной любви и с которым ты планировал связать свою дальнейшую жизнь.
Но это настоящая мужская работа! Здесь в основном работают люди, которые умеют трудиться, ценить дружбу и преданность, всегда готовые прийти на помощь.
На флоте сейчас экипажи сокращены до минимума, нагрузка возросла. Флот ждет грамотных специалистов, поэтому старайтесь получить в вузе как можно больше знаний. А практические умения – дело наживное, на судне ваше желание стать классным специалистом обязательно заметят и всегда найдутся опытные моряки, готовые помочь. Командирские качества – тоже важно. Но… Моим первым капитаном на Дальнем Востоке был знаменитый капитан В. Любченко, который во время войны перевозил лендлизовские грузы из тихоокеанских портов США во Владивосток. Его именем впоследствии был назван сухогруз Дальневосточного морского пароходства. Так вот он, услышав, как я, молодой и чересчур активный четвертый помощник, обращаюсь по имени к матросу, которому далеко за 50, вызвал меня в каюту и сказал: «Сынок! А ты знаешь, что этот, как ты выразился, Павлик пришел на флот в 1943 году 16-летним пареньком и дважды тонул во время войны? Скромность и почтение к твоей командирской должности не позволили ему сделать тебе замечание, но уважения от него ты не получишь. Береги людей, которыми тебе доведется командовать, особенно рядовых. Если они будут видеть в тебе отца-командира, они никогда не подведут в трудную минуту, а ты с ними сможешь горы свернуть». Я не раз убеждался в его правоте.
В этом году Николай Головченко завершил карьеру на море, 22 года отработав в должности капитана: «Морская фортуна была благосклонна ко мне: за эти годы я не потерял ни одного человека, не допустил ни одной аварии с судном, брака коммерческого груза и прочих проблем. Так сложилось потому, что я работал с настоящими профессионалами».
ЮТО РПСМ
Наверх