14.10.2015

MLC не оправдывает ожидания

За два года действия Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) задолженность перед моряками разных национальностей составила $89 млн. Эксперты отмечают, что ожидания, возложенные на Билль о правах моряков, не оправдывают себя.

Сводная конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве вступила в силу 20 августа 2013 года после получения ратификаций от 30 государств, общая валовая вместимость которых превысила 33% мирового флота.

За два года имплементации конвенции 150 инспекторов Международной федерации транспортников (МФТ) столкнулись с огромным количеством проблем, даже несмотря на то, что MLC должна была вывести условия труда и быта моряков на борту судов на новый достойный уровень. Заявление о том, что MLC не оправдывает ожидания, не голословно.

Статистика показывает, что в 2014 году инспекторы МФТ провели 7488 инспекций судов. На 2755 судах (36%) были зафиксированы нарушения требований MLC. Эта цифра увеличилась на 4% (более 371 судна), по сравнению с первым годом.

Опрос об эффективности MLC, проведенный МФТ в период с 20 августа 2014 года по 19 августа 2015 года, демонстрирует реальные основания для переживаний. Исследование охватывает проблемы, обнаруженные на судах под флагами всех государств, и не исключает страны, для которых конвенция не вступила в силу. Вот что особо выделяют инспекторы МФТ:

- количество сообщений о несоблюдении MLC в течение второго года действия возросло как в цифрах, так и в процентах;
- флаг с наибольшим количеством зарегистрированных проблем – Панама;
- флаг с высоким процентом проблемных инспекций – Сент-Китс и Невис;
- наиболее часто встречающаяся проблема связана с невыплатой заработной платы. Так, в течение двух лет действия конвенции инспекторы МФТ помогли вернуть морякам $89 млн;

- выплата зарплаты ниже минимума, установленного Международной организацией труда, тоже является серьезным нарушением MLC.

Среди топ-государств флага в рейтинге проблем на борту судов лидирует Панама – 569 нарушений во второй год действия MLC (510 в первый год), далее следуют Мальта – 245 (229), Либерия – 242 (233), Антигуа и Барбуда – 241 (188), Маршалловы острова – 192 (155), Багамские острова – 123 (91), Кипр – 89 (78) и Гонконг – 80 (72). Что касается других стран, то, например, Россия улучшила показатели, опустившись на 12 место, а Белиз и Сингапур наоборот – поднялись на 9 и 10 места соответственно.

Если говорить о задолженности по заработной плате, то в первый год имплементации MLC она составила $49 млн, во второй – $40 млн. Инспекторам МФТ по всему миру удалось вернуть для моряков общую сумму в $89 млн. 

Эти цифры были озвучены сегодня морским координатором МФТ Жаклин Смит на Международной судоходной конференции в Лондоне. В своей речи она сказала: «MLC воплощает надежды всех, кто участвует в конференции, и тех, кто ежедневно перевозит грузы, но находится за пределами международной встречи. MLC – лучший и яркий инструмент для моряков. Вот почему мы все так внимательно следим за влиянием и прогрессом документа. МФТ ожидала увидеть улучшения условий жизни и труда моряков на судах под флагами государств, к которым применима конвенция, однако на основании количества проблем на этих судах мы видим, что, к сожалению, это не так».

Что касается положительных моментов, отмеченных на сегодняшний день, то конвенция предусматривает механизмы, которые дают морякам облегченную возможность подавать жалобы в соответствии с MLC.

МФТ отмечает, что ситуация вокруг Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве не очень обнадеживает, ведь MLC уже вступила в силу для двойного количества стран, то есть 60 из 65 государств, ратифицировавших документ, но количество проблем не уменьшилось.

Комментирует координатор МФТ в России Сергей Фишов: «MLC объединила в себе все существующие конвенции в единое целое, однако парадокс заключается в том, что за последние два года в судоходной отрасли мало что изменилось. Зарплата морякам как не выплачивалась, так и не выплачивается».  

↑ 

Наверх