27.10.2015

ЖЕНЩИНЫ В СЛОЖНЫХ ПРОФЕССИЯХ

В Петербурге завершил работу круглый стол «Женщины в сложных профессиях» («Гендерные вопросы кадровой политики»). В рамках мероприятия,  проходившего  в штаб-квартире ПАО «Совкомфлот», участники КС, в числе которых были женщины-офицеры флота, представители профессорско-преподавательского состава ГУМРФ им. адмирала Макарова, эксперты-психологи, капитаны судов группы СКФ, а также курсантки судоводительского факультета университета, пытались разобраться, почему сегодня все больше женщин выбирают мужские профессии, могут ли они полноценно работать  в отрасли и продвигаться по службе, какую роль в этом играют гендерные препятствия.

Своим опытом работы, которую, как правило, выполняют мужчины, поделились космонавт-испытатель  Елена Серова,  4-й помощник капитана газовоза  «Псков» Ляна Митрофанова (к слову, самый молодой офицер плавсостава группы компаний Совкомфлот), 2-й помощник капитана парусника «Мир» Наталья Белоконская, 1-й помощник капитана яхты «Акела» Анастасия Подобед.

Как пояснил участникам генеральный директор «СКФ Арктика» Владимир Сергеевич Домнышев , решение выбрать темой  круглого стола гендерные вопросы кадровой политики объясняется несколькими моментами. Во-первых, состояние аварийности на транспорте  и на морском флоте, в частности, где в основном трудятся мужчины, остается на достаточно высоком уровне, большинство аварий – порядка 80% – происходит по причине человеческого фактора.  Понимая это, Группа СКФ приступила к выполнению пилотного проекта по проведению тестирования. Оно позволит выявить психо-физиологические показатели моряков, которым приходится работать в нелегких условиях и принимать управленческие решения.

При этом акцент на женщин  сделан не случайно: сегодня наблюдается тенденция привлечения женщин на флот, к этому призывают Международная морская организация,   Международная федерация транспортников. Рост  числа женщин в свою очередь может привести к неприятным последствиям, проблемам в морской отрасли. И пусть в настоящее время в мировом флоте работает  2% женщин, это достаточно высокий показатель. В  основном  они трудятся на круизных судах, паромах, но  6% от этого количества морячек работают на грузовом флоте. Это немного, но это есть.

Канули в лету времена, когда на флот женщин категорически не пускали (женщина на корабле – быть беде), сегодня ситуация изменилась, с ней приходится считаться. Поэтому в СКФ решили, что необходимо изучить мотивы поведения: у мужчин и женщин они совершенно разные, они могут провоцировать  конфликтные ситуации.  А проблемы, как известно, лучше предупреждать, чем решать после того, как они появились.

Поводом для дискуссии также послужили следующие обстоятельства: 12 марта экипаж космического корабля «Союз ТМА-14М» благополучно вернулся из экспедиции, в экипаж входила космонавт-испытатель Елена  Серова. И  выпускница ГУМРФ им. С. О. Макарова  Ляна Митрофанова, 4-й помощник капитана суперсовременного танкера-газовоза «Псков», вернулась из своего первого рейса.  Обе они, прежде чем сделать первые уверенные шаги в выбранной профессии, прошли жесткий отбор, столкнулись с дискриминацией со стороны мужчин-коллег, им пришлось доказывать, что они могут работать по специальности, не уступая мужчинам, в чем-то даже превосходя их. Но все это далось им великим трудом, им действительно через многое пришлось пройти на пути к своему призванию. Они выстояли и не жалеют о своем выборе.

Елена Серова, космонавт-испытатель

Если кратко резюмировать  выступления женщины-космонавта и женщины-морячки, что можно сказать следующее: мужчины не приветствуют приход женщин на якобы исконно мужские специальности. И работодатели, и круинговые агентства, как правило,  отказывают в найме на работу по половому признаку, с такими же проблемами сталкиваются курсантки, когда им нужно найти судно для прохождения практики. А нет практики – нет диплома.  Компания Совкомфлот на сегодня – одна из немногих судоходных компаний в России, где в приеме на работу выбор делается на основе профессиональных качеств, а не гендерной принадлежности.  И велика вероятность, что Ляна Митрофанова – только первая ласточка, за ней пойдет вторая, и третья, и четвертая.

Ляна Митрофанова, 4-й помощник капитана, газовоз "Псков"

При этом все участники круглого стола пришли к выводу, что массового притока женщин на флот не будет, мужчинам переживать по этому поводу не стоит. Ведь чтобы выбрать карьеру в море, нужно обладать поистине стойким характером, железной волей и верой в свои силы. А это не каждому мужчине по плечу, как и не каждой женщине.

↑ 

Наверх