РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В машинном отделении т\х «Георгий Маслов» (СКФ Новошип) есть свое тайное оружие – маркерная доска для мозгового штурма. Замечания, идеи и пожелания, которые оставляют здесь моряки, всегда «в яблочко». Вячеслав Колесник, старший механик судна, рассказал, зачем на т\х «Георгий Маслов» нужно тайное оружие, и как оно работает.
– Пустых предложений здесь еще ни разу не появлялось, – говорит Вячеслав Николаевич. – Это наш главный инструмент, позволяющий уйти от технических проблем, едва они только начинают назревать. Дело, конечно, отнюдь не в доске. Она – всего лишь символ. Собрать на борту команду специалистов и привести ее к полной боевой слаженности – вот главная задача всех старших офицеров на флоте.
В свою работу Вячеслав Колесник влюбился сразу. Еще на втором курсе, едва попав на первую практику в «Новошип», он понял, что нашел свое место в жизни.
– Это было в начале 90-х. На судне заболел моторист, потребовалась срочная замена, а у меня «корочка» уже была, вот я и вызвался, – вспоминает он. – Мне так понравились и работа, и экипаж, что я чуть было не остался работать в море: всерьез решил уйти на заочное обучение. Отговорила меня от этой затеи жена, и была права. Теперь я понимаю, что зубрежка лекций в рейсах, постоянные переносы сессий – все это не только трудно, но и отодвигает получение заветного диплома иногда на пару лет. Море от меня все равно не ушло.
Конечно, без хорошего учителя молодому офицеру на флоте не обойтись. Самым главным для Вячеслава Колесника стал старший механик Виктор Греков. Под его руководством он проработал почти шесть лет.
– Виктор Павлович принадлежал к той плеяде интеллигентных флотских офицеров, которые никогда не повышают голос, – рассказывает стармех. – Все вопросы в машинном отделении он решал методом консилиума. Причем участвовали в этих совещаниях не только офицеры, но и рядовые мотористы. Виктор Павлович знал, что опыт и свежий взгляд способны дополнить друг друга. Безусловно, моторист с двадцатилетним стажем сумеет найти решение быстрее, чем начинающий механик. Зато молодой специалист может увидеть то, к чему привык замыленный глаз.
Родными для Вячеслава Николаевича стали «тэшки» (суда типа «Трогир»). На них он отработал десять лет.
– Здесь я стал вторым, а потом и «конвенционным» механиком, – продолжает он. – Это значит, что меня ставили в пару с молодыми стармехами, чтобы на двоих у нас было не менее пяти лет стажа в должности (так требует международное морское право). «Тула», «Тверь», «Тихвин», «Трогир», «Томск»: порой, между контрактами проходило меньше месяца.
На «Томск» он пришел старшим механиком и проработал пять лет.
– По сути, стать «дедом» – это как другую профессию осваивать, – рассказывает Вячеслав Николаевич. – С первого дня в должности я понял, что на первом месте теперь административные качества. На помощь пришел наш капитан Викентий Малиновский. Без его управленческого опыта и дельных советов мне бы несладко пришлось.
Три года назад Вячеслав Колесник принял новый афрамакс «Георгий Маслов» – новое, с иголочки судно. Однако самым главным бонусом стало то, что ему разрешили набрать свою машинную команду – всех, кого пожелает.
– К тому моменту я собрал на «Томске» свою dream team, – говорит стармех. – Пришлось забирать на новострой всю «машину». Некоторых хочу отметить особо. Электромеханик Василий Козюра – незаменимый человек на судне. Он может все: хоть на токарном станке, хоть в сварочных работах – это в дополнение к прямым обязанностям. Второй механик Александр Осьмачко у нас потомственный моряк: неудивительно, что у него прекрасно развито то, что на тренингах для плавсостава сейчас называют soft skills – навыки работы в морском коллективе. С сожалением с ним расставался, сейчас он работает на другом судне. Наш новый второй Константин Кузьменко оказался достойной заменой. Сейчас, когда в машине чуть ли не каждым насосом управляют с сенсорного экрана компьютера, его советы по «софту» дорогого стоят.
Собрав команду мечты, Вячеслав Николаевич обнаружил, что пришло время делиться опытом: старший сын пошел по стопам отца на флот. Сейчас он уже второй помощник капитана на судах «Новошипа».
– Честно сказать, я даже не удивлен, что мой сын стал штурманом, а не механиком, – смеется Вячеслав Колесник. – Еще в детстве он побывал у меня в гостях, когда наше судно стояло в ремонте. Привожу его в «машину», а там все разобрано на детали, все в липкой смазке. Помню, мой сын тогда посмотрел на весь этот хаос и спросил меня с тревогой: «Пап, а ты уверен, что оно после ремонта поплывет?»
Младший сын Вячеслава Николаевича тоже решил связать свою жизнь с морем. Сейчас он учится в Навигацкой школе при Государственном морском университете им. адм. Ф. Ф. Ушакова и со специальностью пока не определился. Самое главное, перед его глазами два отличных примера – отец и старший брат.
По материалам ЮТО РПСМ
Наверх