03.11.2015

Проблемы – ничто, гнозис – все!

В Панаме завершился пятидневный всемирный обучающий семинар (ITF Worldwide Inspectors’ Seminar, WWIS) для инспекторов Международной федерации транспортников (МФТ), который проходил в 12 по 16 октября 2015 года. Новый практический опыт и возможность вживую познакомиться с коллегами – вот что в будущем позволит эффективнее отстаивать права моряков.

Подобные мероприятия МФТ проводит каждые три года с целью обучения и развития новых навыков у инспекторов для достижения целей федерации. Это касается кампаний против удобных флагов и достижения равных условий труда для моряков всех стран и национальностей. Так МФТ укрепляет свою линию фронта.

Нынешний семинар стал первым после вступления в силу Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC), поэтому неудивительно, что вопросам имплементации документа на практике было посвящено много времени. Инспекторов волновала пассивность ряда регистров в вопросах защиты прав и интересов моряков. Так, Панамский регистр – крупнейший в мире, отсюда и самое большое количество жалоб от моряков на судах под панамским флагом, однако понимание или участие в их решении не всегда встретишь со стороны представителей классификационного общества.

Специально на семинар МФТ пригласила представителей Панамского морского регистра судоходства. В ходе дискуссии был поднят ряд острых вопросов, на которые получены  откровенные ответы. Это вселило надежду, что совместная работа по защите прав моряков со временем наладится. По крайней мере, впредь запросы инспекторов по тому или иному трудовому конфликту на судах под флагом Панамы без внимания не останутся.

Семинар стал настоящим кладезем полезной информации с практической точки зрения. Огромное внимание было уделено темам выплаты компенсаций при расследовании несчастных и смертельных случаев на судах, арестам судов и проведению инспекций. Это было не просто теоретическое обсуждение проблем, с которыми сталкиваются моряки, а разбор реальных ситуаций. Инспекторы делились личным опытом, обсуждали тонкости при урегулировании тех или иных случаев нарушения прав моряков, советовали друг другу, как грамотнее и эффективнее вести работу в разных направлениях.

Отдельной темой прозвучали примеры кампаний солидарности в поддержку докеров и борьбы против удобных портов (POC). Напомним, Россия является участником POC пока только на Балтике, где совместно с Эстонией, Латвией и Литвой работает над укреплением профсоюзного движения в портах, на рабочих местах докеров.

Программа глобального мероприятия включала не только каждодневное обучение. В один из дней все инспекторы и профсоюзы, представляющие интересы рабочих Панамского канала, вышли на митинг в поддержку членов профсоюза, и, надо отметить, акция солидарности имела беспрецедентный успех. Дело в том, что в апреле 2016 года правительство Панамы планирует открыть вторую очередь морского пути. К обслуживанию канала власти намерены привлечь дешевую рабочую силу из соседних стран. Профсоюзы и инспекторы МФТ единым фронтом выступили против подобного аутсортинга персонала. По их мнению, это приведет к потере рабочих мест, снижению качества услуг и увеличению аварийности при прохождении Панамского канала.

на фото координатор МФТ в России Сергей Фишов

Митингующие маршем прошли по улицам города и устроили пикет перед зданием администрации президента страны. Итогом акции стало начало переговорного процесса между властями Панамы и профсоюзами. До международной кампании солидарности работодатель попросту игнорировал многократные попытки профсоюзов сесть за стол переговоров. После – диалог начался.

Пожалуй, самое главное, что вынесли инспекторы МФТ с обучающего семинара, – живое, активное и свободное общение друг с другом. Контакт face to face важен по нескольким причинам. В большинстве случаев трудовой конфликт на судне – многонациональная проблема. Например, на судне под флагом Белиза могут работать россияне и филиппинцы, офис же судовладельца – в Германии, менеджер – в Голландии, а судно стоит в Турции. В такой ситуации в урегулировании конфликта разом могут быть задействованы до трех-четырех инспекторов МФТ из разных стран. Безусловно, лично зная друг друга, они смогут быстрее скоординироваться и найти максимально эффективные пути решения проблемы. Именно поэтому налаживание личных контактов – важная составляющая работы любого инспектора МФТ.

По возвращении домой с новыми знаниями и навыками все инспекторы Международной федерации транспортников продолжат выполнять каждодневную работу, помогая морякам добиться соблюдения и улучшения условий труда. В том числе, это относится к российским инспекторам МФТ – представителям Российского профсоюза моряков (РПСМ), которые тоже участвовали во всемирном обучающем семинаре МФТ.

↑ 

Наверх