РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Неформальная передача опытными моряками своих знаний младшим по званию всегда дополняла официальную часть подготовки кадров, пишет Ричард Клайтон (Richard Clayton).
Наставничество существует достаточно длительное время, но по мнению многих морских лидеров пришло время переосмыслить способ передачи знаний и опыта. В современном мире компании закрепили в процессе обучения роль менторов.
В судоходстве, передача знаний от старших к младшим по званию морякам в рабочей обстановке всегда содержала изобилие информации о реальных ситуациях, о которых не рассказывается в формальном учебном процессе. Поэтому именно здесь резко ощущался разрыв с прошлым. Высокая текучесть морских кадров, уменьшение состава экипажей, административная нагрузка и даже лишение судового бара как места досуга – всё это сказалось на снижении социального взаимодействия в море.
Как может судоходство воспитать культуру безопасности, если безответственные судовладельцы зациклены на сокращении издержек и относятся к морякам как к ресурсу?
«Судовладельцы и компании должны изменить своё отношение», – отметил Сарабджит Буталия (Sarabjit Butalia) из консалтингового агентства по безопасности на море «ConsultiSM».
Буталия обучает управлению ресурсами мостика и экипажа, кроме того он сотрудничал с таким судовым менеджером, как «V.Ships». Оставив несколько лет назад профессию моряка, Буталия знакомится с современной практикой работы на судах и он обнаружил сильное различие с собственным опытом профессионального становления. И дело не только в измученных старших офицерах.
«Сам младший плавсостав не проявляет интерес к свой профессии», – жалуется Буталия. –«Больше нет того стремления, многие просто хотят получить быстрое продвижение по службе».
Выступая на состоявшейся в текущем году конференции Международного совета морских работодателей (IMEC), – на которой одной из обсуждаемых тем было менторство, – председатель IMEC и по совместительству управляющий директор «V.Ships India» Раджеш Тандон (Rajesh Tandon) согласился: «По большому счету для кадета или офицера попасть на судно с хорошим наставником на борту это вопрос удачи».
Роль совета в значительной степени изменилась в лучшую сторону: сейчас он играет лидирующую роль в профессиональной подготовке моряков и повышении квалификации. Важным моментом встречи IMEC стало обсуждение вопроса о том, можно ли добиться приверженности наставничеству через его включение в нормативные требования, к примеру, в следующую редакцию Международной конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) и будет ли это самым верным выходом. Манильские поправки к ПДНВ, вступающие в силу в 2017 году, не охватывают вопросы наставничества, однако в них входят новые требования по обучению лидерству и командной работе.
«Мы фиксируем потребность в воспитании лидерских качеств и отработки навыков», – указал глава подразделения Международной морской организации по морской подготовке и человеческому фактору Мильхар Фуазудин (Milhar Fuazudeen). Хотя он подчеркнул, что в этот процесс по сути не входит наставничество. «Можно ли научить лидерству с помощью книги, тренажера или лекторов в классе? На борту судна мы приобретаем это качество через наблюдение и изучение. Хотя формальная программа подготовки и образования имеет четкие задачи и результаты, менторству не достает определения специального «конечного результата», – сказал Фуазудин.
Задачу практической помощи можно было бы определить просто: повышение уверенности моряков. Многих всё также не удается убедить в том, что обязательные требования по менторству могут помочь.
«Наставничество не столько компетенция, сколько передовой опыт», – прокомментировал один из руководителей Морского института (Nautical Institute) Дэвид Патрайко (David Patraiko. – Мы не считаем, что менторство должно регулироваться правилами и требованиями, это должно быть личным выбором каждого, а компании следует побудить к созданию условий, способствующих менторской деятельности».
Находясь на борту судна, Буталия выступил с идеей проведения встреч среди членов экипажа, однако офицерский состав не проявил интереса к предложению. С его точки зрения, необходимо коренное переосмысление области морской подготовки
«Мы считаем, что моряков могут обучить только моряки. Но для этого должна быть длительная приверженность этой идее и её не следует обременять бумажной работой. Нам требуется неформальный способ обучения младшего поколения и передачи им знаний», – заключает Буталия.
Чтобы сохранить привлекательность мореплавания на долгие годы, судоходным компаниям следует работать с практическими решениями, будь то через регламентирующие обязательства или иным образом. Самая огромная проблема наставничества — безразличие.
«Многие состоявшиеся деятели морской отрасли серьезно относятся к вопросам наставничества», – говорит президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.
Так, по его словам на торжественном мероприятии, посвященном 125-летию морского образования на Дальнем Востоке России, которое состоялось 12 ноября во Владивостоке, генеральный директор государственной судоходной компании «Совкомфлот» Сергей Франк – выпускник ДВИМУ 1983 года вспомнил добрым словом своих наставников, и дословно процитировал некоторые их напутствия. По словам Франка, лекцию старейшего преподавателя Морского государственного вуза им. адмирала Г. И. Невельского (МГУ имени Невельского), Евгения Ивановича Жукова «Введение в профессию» он помнит до сих пор.
Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский в своей короткой речи также остановился отдельно на проблеме наставничества, на важности сохранения флотских традиций. Об этом же говорили, глава федерального агентства морского и речного флота РФ (Росморечфлот) Александр Давыденко и ректор МГУ имени Невельского Сергей Огай.
«И это не просто дань моде или дань традиции говорить правильные слова в таких случаях. Нет, я помню, когда прошли первые месяцы моего капитанства, я разразился большим очерком в краевой газете «Красное знамя» и очерк назывался «Мои капитаны». В этом очерке я вспомнил всех капитанов, у которых научился уму-разуму. Это и Андрей Васильевич Дабижа, и Иннокентий Николаевич Филипцов и Ярослав Николаевич Семенихин, нынешний директор ДНИМФа, и многие другие. Я навсегда запомнил высказывание одного из старейших и уважаемых капитанов Дальнего Востока Анатолия Васильевича Курова: «Море ошибок не прощает». И я не могу не согласиться с мнением Раджеш Тандон (Rajesh Tandon), который сказал, как важно в своей морской судьбе встретить хорошего наставника. Это действительно большая удача. Но сегодня это должно стать нормой. Именно этим занимается Дальневосточная ассоциация морских капитанов», – говорит Петр Осичанский.
Сегодня на Дальнем Востоке с МГУ имени Невельского сотрудничает свыше 15 капитанов дальнего плавания. Существует целая программа работы ДВ АМК и МГУ по воспитанию молодых моряков.
«Этим же сейчас вплотную занимается и первичная организация РПСМ в МГУ им. Невельского под руководством Г. Чуева. И нет сомнения в том, что этот потенциал мог бы быть реализован, в том числе с участием Российского профсоюза моряков, который в рамках политики МФТ обратил свой взгляд на молодое поколение будущих моряков – курсантов», – уверен Петр Осичанский.
По материалам «Sea-web.com».
Наверх