Датский перевозчик «Maersk Line» отказался от строительства шести контейнеровозов вместимостью 19630 TEU и двух – на 3600 TEU. Компания также отложила решение о заказе восьми дополнительных контейнеровозов вместимостью 14000 TEU.
Такое заявление сделал исполнительный директор «Maersk Line» Сорен Скоу. Так «MaerskLine» отреагировала на ухудшающееся положение рынка как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Теперь заявление Сорена Скоу поставило под угрозу заказы на контейнеровозы вместимостью 20000 и 25000 TEU.
Тенденция с отказом от строительства судов связана с сокращением в компании четырех тысяч рабочих мест, закрытием четырех сервисов и отменой рейсов. «Мы на пути к тому, чтобы сделать «Maersk» более рациональной и простой компанией», – объяснил Скоу.
По данным «IHS Maritime & Trade», в общем по всему миру было заказано 103 мегаконтейнеровоза. В 50-летней истории контейнерного судоходства, суда мегаразмеров по-прежнему являются новшеством. Например, тот же датский перевозчик уже принял 20 контейнеровозов вместимостью более 18000 TEU, еще 11 судов ожидаются к приемке. Ближайший конкурент «MaerskLine», швейцарская «MSC», приняла пять контейнеровозов, планируется передача еще 15 единиц.
Датская судоходная линия изначально была инициатором постройки мегасудов, однако и она же первая всерьез задумалась об изменении своих планов, хотя у конкурентов на разных стадиях строительства находится 57 судов. До сегодняшнего дня велись активные разговоры о том, повысится ли экономия от масштаба при эксплуатации судов вместимостью 18000-20000 TEU или из-за времени, потраченном на погрузку-выгрузку контейнеров, исчезнет возможность получения компаниями преимуществ от масштаба, когда размеры судов достигнут предела своей эффективности.
В заявление Скоу подчеркивает, что решающим фактором выступают не технологические возможности, а прибыльность. С точки зрения судостроителей, любой пересмотр существующих или потенциальных заказов ударит по Южной Корее и Китаю, на территории которых, в совокупности, возводится 400-500 контейнеровозов. Решение «Maersk» и реакция ее конкурентов отразится на судостроении и портах мира.
Автор Ричард Клайтон, главный морской аналитик «IHSMaritime»