02.12.2015

Флаг Литвы осквернен крабовым бизнесом

«Когда судно «Juros Vilkas» за нарушения было отконвоировано в Мурманский порт, литовские власти подняли крупный скандал. А всевозможные нарушения, совершаемые литовской компанией, управляющей этим судном, никого не интересуют. Куда смотрят наши власти, почему разрешают работу таких предприятий?» – удивляется инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) Андрей Чернов.

На рыболовных судах Литвы, ведущих промысел краба-стригуна в Баренцевом море, нелегально трудоустраиваемые российские граждане подвергаются эксплуатации, их заставляют работать в тяжелых условиях, им не выплачивают оговоренную зарплату. Вконец в Норвегии их выгоняют с судов как нелегалов. Литовские власти до сих пор не предприняли решительных действий, чтобы пресечь подобную незаконную деятельность, наносящую ущерб престижу страны.

Только Морская администрация Литвы уже обращалась в службу капитана норвежского порта с просьбой не выпускать суда в море, поскольку выданные Свидетельства соответствия рыболовных судов утратили силу.

Судно «Beam» компании «Arctic Fishing» в 2014 г. ремонтировалось в Клайпедском порту. В марте этого года при его выходе на промысел возникли проблемы, связанные с невыплаченными зарплатами, на судне побывал инспектор МТФ. Сейчас судно стоит под арестом в Норвегии.

Три судна зарегистрированного в Литве ЗАО «Arctic Fishing» – «Karalius», «Juros Vilkas», «Zalgiris», плавающих под литовским флагом, все еще находятся под арестом, инициированным моряками этих судов, поскольку, по их мнению, работодатель задолжал экипажам судов около 1 млн долларов. За невыплату зарплат морякам арестовано и четвертое судно ЗАО «Arctic Fishing» – «Beam», работающее под так называемым «удобным» флагом Сент-Китс и Невис. По информации работающего в Литве инспектора МФТ Андрея Чернова, четыре упомянутых судна в настоящие время стоят в порту Хонингсваг (Норвегия).

Выйти на связь по телефону с Гедрюсом Груздисом, директором компании «Arctic Fishing», в последнее время уже не удается.

Просят провести исследование на государственном уровне

От имени членов экипажей в Министерство социальной защиты и труда, Государственную инспекцию труда, Литовскую морскую администрацию (ЛМА), Союз моряков Литвы (СМЛ) обратились капитаны судов «Karalius», «Juros Vilkas» и «Zalgiris». Они сообщили, что на государственном уровне наносится ущерб престижу Литвы, как морского государства.

Иностранные моряки просят провести не формальное, а надлежащее исследование на государственном уровне по поводу нелегального труда и его пресечь, по всей строгости потребовать от руководства и акционера компании ответственности за многократные нарушения международных требований на литовских рыболовных судах, инициировать приостановление действия лицензий упомянутых судов и их исключение из Литовского морского судового регистра.

Не знали, что являются нелегалами

Компания «Arctic Fishing» начала морской промысел краба-стригуна в Баренцевом море в 2014 году. Капитаны упомянутых судов сообщают, что буквально с первого дня регистрации судов в Литовском регистре и до сих пор компания систематически и сознательно использует хорошо продуманную систему нелегального труда. Официально декларируется, что здесь работают 18 человек, однако экипаж каждого из упомянутых судов состоит из более чем 25 человек, поскольку судно с экипажем меньшего состава не может вести промысел. Суда в Баренцевом море промышляют круглый год.

Капитаны подозревают, что компания нанимает экипажи за пределами Литвы, чтобы не страховать людей и не платить полагающиеся налоги. Она заключила договор с российской компанией «Оланкам», которая, выступая в роли агента, занималась поиском членов экипажа и заключала с ними договоры от имени ЗАО «Arctic Fishing».

«Мы, члены экипажей, не знали, что работодатель нас обманет, не зарегистрирует наши трудовые договоры и сделает нас нелегальными работниками. Лица, уполномоченные компанией, уговорили нас приехать на суда, утверждая, что это легальная работа со всеми социальными гарантиями, однако впоследствии выяснилось, что у нас нет права на временную работу в Литве. Компания «Arctic Fishing» нанимает экипаж на каждый отдельный рейс промысла краба, занимающий несколько месяцев. Затем не выплачивает людям оговоренную зарплату, запугивает и выдворяет из Норвегии как нелегальных работников. Моряки, выполнявшие трудную работу, порой с риском для жизни, остаются без зарплат и вынуждены вести судебную тяжбу. Экипажи всех трех судов социально не застрахованы», – говорится в обращении моряков.

В нем также утверждается, что в ЗАО «Arctic Fishing» не соблюдается законодательство по вопросам безопасного судоходства и другие требования, связанные с рыболовством, они систематически нарушаются.

Рыбаки считают, что 5 ноября 2014 г. на судне «Karalius» в результате несоблюдения требований техники безопасности погиб гражданин России 39-летний помощник капитана Геннадий Киселев. По их словам, это происшествие, во избежание санкций и ответственности, было отнесено к разряду несчастных случаев, поэтому семья погибшего не получила реальных социальных гарантий.

В газете «Вакару экспресас» уже было написано, что руководитель исследования аварий и инцидентов на морских судах Министерства путей сообщения Литвы Леонардас Вилимас склонен считать, что это было самоубийство.

По мнению российских моряков, все три упомянутых судна находятся в технически неисправном состоянии. На них неоднократно создавались аварийные ситуации. Например, в одном рейсе не работал рулевой механизм судна «Karalius», оно было полностью неуправляемо, на судне «Zalgiris», по их словам, имелась течь. Суда требовалось немедленно вернуть на берег и ремонтировать, однако судовладелец и директор компании запретил возвращение в порт.

Российские моряки утверждают, что при перевозке крабовой продукции не соблюдаются гигиенические нормы. Все отходы с судов, по их словам, выбрасывают за борт в море, в результате чего загрязняется окружающая среда. На самих судах, по их утверждению, не соблюдались элементарные гигиенические требования и санитарные нормы.

«Ни одно судно не прошло бы независимое действительное техническое освидетельствование», – высказали свое мнение российские моряки.

Выгоняют с судов

Моряков литовских судов – граждан России, требующих выплатить зарплату, в норвежском порту с помощью полиции страны выгоняют с судов как нелегалов, их сопровождают до Мурманска и бросают на произвол судьбы. По мнению А. Чернова, моряки «Beam» с судна в Норвегии были выдворены первыми.

Адвокат Лаура Черешкайте-Кинчювене, представляющая этих моряков в деле об аресте судов, рассказала, что когда один из членов экипажа попытался обратить внимание на факт, что за борт выливают фекальные воды, на следующий день приехал представитель компании «Arctic Fishing», «упаковал» этого моряка и сопроводил в сторону Мурманска. За подобный поступок, по ее словам, один капитан был уволен с работы.

Капитаны упомянутых трех судов сообщают, что компания «Arctic Fishing» фальсифицирует факты и декларирует, что часть членов экипажей, в том числе капитаны, являются гражданами Литовской Республики. По их словам, ни на одном судне фактически никогда капитаном не являлся гражданин Литвы, несмотря на то, что закон Литвы «О торговом судоходстве» требует, чтобы не менее двух третей членов экипажей составляли граждане или постоянные жители Литвы, ЕС, Европейского экономического пространства, Швейцарской Конфедерации, а капитан должен являться гражданином или постоянным жителем Литвы.

По утверждению российских капитанов, подавляющее большинство членов экипажей – иностранцы, процедуры трудоустройства которых нарушены, не соблюден порядок трудоустройства иностранцев в Литве. За нарушение законодательства ЛР эту компанию вообще никто не наказывает.

Подрыв престижа страны

По утверждению капитанов трех судов, престиж Литвы, как морского государства, подорван.

«Мы не являемся гражданами Литвы, но уважаем свою работу и профессию, поэтому надеемся, что будут приняты меры для сохранения престижа Литвы», – пишут российские моряки.

По их мнению, факт, что согласно вступившим в законную силу решениям суда Литвы на директора компании Г. Груздиса за нелегальное трудоустройство неоднократно накладывались штрафы, ситуацию, по сути, не меняет. Сама компания взысканий не получала. Крабовый бизнес – дело особенно прибыльное, поэтому работодателю, пожалуй, выгоднее платить штрафы.

Российские моряки предупреждают, что если компания не будет лишена лицензий заниматься морским рыболовством, не будут наказаны ее владелец и собственник, начнутся международные процессы, будет нанесен серьезный ущерб имиджу Литвы.

«Мы слышим разговоры иностранных моряков о том, что Литва будет объявлена страной, так называемого, удобного флага. Это был бы серьезный спад государства на международной арене», – написано в обращении моряков.

Престиж Литвы, как морского государства, в этом году и без этого уже упал: с 1 июля страна исключена из Белого списка стран Парижского меморандума, в котором она числилась с 2000 года. Сейчас она попала в так называемый Серый список и оказалась в нем на 48-м месте. Эстония находится на 33-м, а Латвия – на 36-м и остаются в упомянутом Белом списке, свидетельствующем о престиже государства и о том, что суда, плавающие под его флагом, соблюдают принятые международные требования. 

Элигиюс Масюлис, член Сейма Литвы, бывший министр путей сообщения:

«Огромный урон имиджу»

Огромные усилия были приложены к тому, чтобы литовские суда попали в Белый список Парижского меморандума о взаимопонимании, но в этом году, увы, мы уже находимся в Сером списке. Вдобавок к этому сейчас на литовских судах, состоящих в Литовском морском судовом регистре, творятся такие вещи.

В Литве имеются несколько инстанций – и Министерство путей сообщения, и Морская администрация Литвы, и Министерство сельского хозяйства, и Государственная инспекция труда, которые должны со всей серьезностью реагировать на такие вещи. Однако службы, которые обязаны активно действовать, лишь имитируют работу. Здесь мы уже имеем дело с мошенничеством, следовало бы заявить иск с требованием привлечь к уголовной ответственности владельцев и руководителей этой компании. Только таким образом можно приостановить этот процесс. Мизерные штрафы дальнейшему мошенничеству не помеха.

То, что этот процесс до сих пор не приостановлен, – вопиющее головотяпство. Не хватает явного политического лидерства и ответственности. Взять хотя бы министра путей сообщения – ведь эти суда состоят в Литовском морском судовом регистре. Можно созвать ответственные службы, ударить кулаком по столу и потребовать обращения в прокуратуру. Нанесен огромный урон имиджу Литвы, и снова нет ответственных за это.    

Лаура ЧЕРЕШКАЙТЕ-КИНЧЮВЕНЕ, адвокат адвокатской конторы «Аверус»:

«Позиция компании – нелегальное деяние»

Решениями литовских судов признано, что эти моряки работали в компании «Arctic Fishing». То, что эта компания их не трудоустроила, является незаконной деятельностью – нелегальным трудом. Согласно правовым актам Литвы, как разъяснили суды, и по Закону ЛР «О торговом судоходстве» в принципе недопустима такая ситуация, чтобы моряки были трудоустроены где-то в другом месте, а не на предприятии судовладельца.

Тот факт, что компания самовольно выгоняет моряков с судов в Норвегии, лишний раз подтверждает ее позицию – коль скоро она прибегает к столь дерзким мерам, то она осуществляет нелегальную деятельность.

На сегодняшний день на основании требований моряков суда арестованы. При вынесении определений об аресте судов норвежские суды точно также подтвердили, что моряки работали в компании «Arctic Fishing».

Компания изо всех сил сопротивлялась аресту судов, нанимала адвокатов в Норвегии. Выходит, она осуществляет деятельность, но, увы, не исполняет свои обязательства.

Суда арестованы 15 октября, однако компания ни к нам, ни к морякам не обращалась, каких-либо предложений о выплате заработной платы с ее стороны не последовало. 

Андрей ЧЕРНОВ, инспектор МФТ, заместитель председателя Союза моряков Литвы:

«Позор литовскому флагу»

Когда судно «Juros Vilkas» за нарушения было отконвоировано в Мурманский порт, литовские власти подняли огромный шум. А тот факт, что литовская компания подобным образом ведет себя с людьми, и даже не гражданами Литвы, никого не интересует. Куда смотрят наши власти, почему разрешают работу подобных предприятий?

Раньше компания «Arctic Fishing» еще кое-как рассчитывалась с моряками. Но, видимо, почувствовав безнаказанность, в последнем полугодии даже не выплачивает деньги. Возможно, судовладелец уже выжал из этих судов все, что мог, поэтому кинет и их, и моряков, отключит телефоны. И все.

Что о Литве должны думать граждане другой страны? Что законодательство Литвы – страны-члена ЕС разрешает не платить налоги, заработную плату людям, явиться с решением суда и выдворить моряков с судна? Стыд-позор флагу Литвы!

Как по всевозможным дипломатическим каналам предпринимались попытки помочь компании «Arctic Fishing» вернуть судно «Juros Vilkas», так же, чего доброго, представители наших властей должны бы помочь этому предприятию прервать деятельность и не осквернять флаг Литвы. На интернет-сайте «Stop crab mafia» российский журналист Кирилл Маренин уже пишет о ситуации, сложившейся на литовских судах. Невольно напрашивается мысль о том, что Литва, сама об этом не ведая, способствует деятельности крабовой мафии.

В этом случае больше всего удивляет тишина в коридорах власти Литвы. Неудобно, что такое творится на судах, работающих под флагом Литвы? Ведь эта компания обманывает не только моряков другой страны, но и Литовское государство, поскольку не платит налоги. Куда смотрят Служба по расследованию финансовых преступлений и другие инстанции?

Что же дальше? Мы идем по законному пути. Сейчас суда уже арестованы, а если не будет произведен расчет с моряками, суда будут проданы с аукциона. 

Линас КАСПАРАВИЮС, заведующий отделом контроля над судоходством Морской администрации Литвы:

«Суда эксплуатироваться не могут»

Надзор над судами «Karalius», «Juros Vilkas» и «Zalgiris» согласно требованиям международных конвенций и национальных правовых актов осуществляют и соответствующие судовые документы выдают МАЛ и Российский морской регистр судоходства.

Перед тем, как включить эти суда в Литовский морской судовой регистр, их техническое состояние проверялось путем проведения инспекторами МАЛ первичных технических освидетельствований. Суда Karalius» и «Juros Vilkas» проходили освидетельствование в Панамском порту, а «Zalgiris» – в Алесунд.

Выданные судовые документы подтвердили, что техническое состояние судов соответствует требованиям, предъявляемым к ним, поэтому они были пригодны для ведения промысла.

На сегодняшний день все суда эксплуатироваться не могут, поскольку судовладелец пропустил сроки периодического освидетельствования, поэтому выданные свидетельства соответствия рыболовных судов утратили силу.

МАЛ обратилась к капитану норвежского порта Хонингсваг с ходатайством о невыпуске судов в море. По имеющимся сведениям, суда сейчас не эксплуатируются.

Ходатайство моряков о лишении лицензии удовлетворить невозможно, поскольку МАЛ лицензии на ведение промысла не выдает (следовало бы обратиться в Министерство сельского хозяйства. – прим. автора).

Суда, состоящие в Литовском морском судовом регистре, исключаются из него согласно правилам регистрации морских судов, утвержденным министром путей сообщения. Кроме того, морские суда согласно Гражданскому кодексу ЛР и Закону ЛР «О торговом судоходстве» приравниваются к недвижимым вещам. МАЛ получено ходатайство одной адвокатской конторы, представляющей интересы моряков, не выполнять каких-либо действий, связанных со снятием с учета или отчуждением судов «Karalius», «Juros Vilkas» и «Zalgiris». Поэтому вопрос исключения из Литовского морского судового регистра на сегодняшний день не может обсуждаться.

ЗАО «Arctic Fishing» не наказывается за нарушение литовского законодательства касательно формирования судоэкипажей, поскольку на данный момент этого не предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. В Кодексе ЛР об административных правонарушениях, который вступит в законную силу с 1 апреля 2016 г., предусмотрена ответственность судовладельцев и капитанов судов за нарушения требований, предъявляемых к формированию экипажей.

Контроль над нелегальным трудом и превентивную работу в этом направлении в Литве осуществляют Государственная инспекция труда, Государственная налоговая инспекция, правоохранительные органы. МАЛ по мере поступления информации о, возможно, нелегальном трудоустройстве моряков, передает ее в соответствующие инстанции в рамках компетенции. Так поступили и в этом случае.    

Источник: газета «Вакару Экспресас», автор Даля БИКАУСКАЙТЕ

↑ 

Наверх