04.12.2015

Долги тянут ко дну

Новороссийская городская прокуратура обратилась в суд с иском в защиту прав российских моряков. Долги по заработной плате на паромах «Novorossiysk» и «Sevastopol» (флаги Палау) теперь могут обернуться для судовладельца «Nexus Maritime Services» арестом имущества и простоями на неопределенный срок. Заседание назначено на декабрь.

Впрочем, простаивают паромы уже больше месяца: в конце октября государственный портовый контроль (PSC) Новороссийска задержал оба судна за несоблюдение норм Сводной конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC) в части выплаты заработной платы. Долг по судну «Novorossiysk» составлял $30 тысяч, по «Sevastopol» – более $40 тысяч.

На урегулирование проблем судовладельцу было отведено 10 дней – срок, в который компания «Nexus Maritime» не уложилась. На сегодняшний день заработная плата выплачена только за один месяц. Экипажу парома «Novorossiysk» – за август 2015 года, команде судна «Севастополь» – сентябрь 2015 года. Догнать календарь компании никак не удается.

Между тем, суда в сомнительном состоянии. Достаточно сказать, что не так давно «Sevastopol» получил от портовых властей Турции 39 технических замечаний! Оба судна, выведенные на рейд, едва пережили ноябрьский недельный шторм в Новороссийске.

В какой-то момент капитании порта Новороссийск пришлось спасать экипаж и само судно «Sevastopol»: неуправляемый паром, на котором отказал главный двигатель, дал сильный крен и едва не пошел ко дну. Пострадали каюты, моряки лишились остатков продуктов на камбузе и в артелке. Дело дошло до того, что травмированному моряку, который повредил глаз, несколько дней не оказывалась медицинская помощь.

Кто оплатит аренду катера для визита на рейд, если судовладелец и без того должен всем подряд? Агентские расходы  компания тоже не возмещает. Моряки судна «Sevastopol» готовились объявить голодовку. Однако власти приняли решение поставить немореходный паром к причалу и доставили на борт кое-какие продукты. Квалифицированная медицинская помощь пострадавшему также была оказана, его прооперировали в Краснодаре – спасли человеку глаз.

Положение дел на пароме «Novorossiysk» оказалось немногим лучше. На судне закончилась вода. Моряки обратились в администрацию Президента России, а родственники бросили клич по интернету с призывом собраться в Новороссийске, чтобы спасать своих родных. Мать одного из моряков с «Novorossiysk» Ирина Никифорова приехала из Санкт-Петербурга, чтобы помочь сыну. Она сама арендовала катер, чтобы ехать на рейд, но сильный затяжной шторм расстроил планы.

Сейчас вода на судне есть: на какое-то время проблема решена. Судно остается на рейде, его техническое состояние пока позволяет ему находиться на плаву. Однако топлива осталось на неделю, а обесточенное неуправляемое судно – это снова прямая угроза судоходству.

Представитель «Nexus Maritime Services» Валерий Ревунков раскрыл родственникам моряков причину невыплаты заработной платы. Оказывается, компания попала под санкции из-за того, что работала в Крыму. На счета был наложен арест. «Не только экипажи без зарплаты, мы тоже денег не получаем», – сказал он.

Инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в порту Новороссийск Ольга Ананьина подвергла его слова сомнению: «Последние порты заходов обоих паромов вовсе не в Крыму, а на Ближнем Востоке – туда они возили сантехнику. Это значит, что деньги компания получила и имеет полную возможность рассчитаться с моряками».

Вообще, «Nexus Maritime Services» давно числится в «черных списках» МФТ из-за хронических долгов по заработной плате перед экипажами. В 2001 году Российский профсоюз моряков (РПСМ) и МФТ решали эти проблемы на судах «Висмарк Виктория», «Висмарк Глория» и «Натол».

– Тогда нарушение прав моряков привело к арестам судов в Испании, Англии и Нидерландах, а по факту мошеннических действий, совершенных в отношении членов экипажей, было возбуждено уголовное дело, – рассказала Ольга Ананьина. – Ситуация с паромами «Novorossiysk» и «Sevastopol» точь-в-точь повторяет историю 2001 года. 

Порой в подобных делах поражает поведение самих моряков. Когда на судах начались проблемы, тем морякам, кто устал от борьбы с работодателем и согласился списаться на берег без денег, были выданы депонентские справки. Ушли 16 человек. Им на смену, не испугавшись ни задержания обоих паромов, ни долгов, ни туманных перспектив, пришли другие россияне.

По материалам «Профсоюзной морской газеты»

↑ 

Наверх