РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Конфликт докеров с руководством ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» вошел в новую фазу – стороны пытаются договориться, привлекая Смольный в качестве арбитра. В интервью РБК лидер профкома Российского профсоюза докеров (РПД) ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Анзор Ломтадзе объяснил, почему участие властей в этом конфликте настолько важно, и дал свой прогноз развития ситуации.
26 ноября состоялась встреча руководства порта и профсоюзных организаций с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина. После встречи информационная война между участниками конфликта возобновилась.
Главное требование докеров – индексация на уровне инфляции тарифной ставки, базового показателя, на основе которого рассчитываются премии и выплаты. Последний раз она индексировалась в 2011 году и с тех пор оставалась неизменной. Тарифная ставка для портовых грузчиков равна 137 рублям в час. Речь идет о поправке примерно на 5%. Докеры также требуют сохранить вознаграждение за выслугу лет (от 30 тысяч рублей в год в зависимости от стажа) и дополнительный отпуск за вредные и опасные условия труда.
– У докеров раньше возникали конфликты с руководством порта по поводу подписания коллективных договоров?
– Нет, раньше руководство порта выполняло те договоренности, которые были, а сейчас эти они не выполняются.
– Может, у руководства появились свои причины для изменения условий труда докеров? В связи с кризисом изменилась экономическая ситуация, и порт не может себе позволить сотрудничество на прежних условиях?
– Экономическая ситуация не изменилась. Грузопоток не упал – вы можете проверить это на сайте «Морского порта Санкт-Петербург». По основным видам грузов он не только не сократился, но даже вырос. Проблема с работой есть только на контейнерных терминалах. В порту работы достаточно.
– Для вас лично забастовка – чисто экономический инструмент, то есть нормальный для рыночной экономики способ диалога с работодателем? Или это политическая акция?
– Политики здесь нет, а забастовка – единственный способ дать понять администрации порта, что работники не согласны с ее действиями. Более того, предложения, которые работники вносят в коллективный договор, руководство порта даже не рассматривает. Важно и то, что наши действия могут послужить примером для сотрудников других предприятий. Ведь на других предприятиях нашего города, я уже не говорю о стране, ситуация гораздо хуже, чем у нас. Я подозреваю, что многие рабочие, которые живут в достаточно суровых условиях, даже не знают, что такое коллективный договор. Возможно, наш пример поможет им понять, что если не будешь бороться, у тебя отнимут все.
– Вы обвиняете менеджмент порта в создании «карманного» профсоюза «Портовик». Администрация порта в принципе имеет право создать профсоюз?
– Юридически тут нет нарушений – профсоюзных организаций может быть сколько угодно. Хотя, по логике, довольно странно, что председатель профсоюза одновременно является одним из руководителей предприятия. Понятно, зачем этот профсоюз создавался. К тому же людей туда загоняли административным путем: кого-то под угрозой увольнения, кому-то сделали пропуск на машину.
– У вас есть доказательства, что люди вступали в этот профсоюз под давлением руководства порта?
– Давление было, но люди, которые вступали в профсоюз под давлением, конечно, об этом не заявят, поэтому доказательств у нас нет.
– И вот таким образом удалось привлечь в профсоюз 60% сотрудников порта?
– Да. Понятно, что часть из них – управленческие кадры, которые готовы вступать в профсоюз по приказу. Разумеется, нам могут сказать, что все это голословные обвинения, но мы знаем, какие методы применялись.
– Тот коллективный договор, который был подписан между администрацией и Единым представительным органом работников порта (ЕПОР) можно оспорить в суде?
– Нет, оспорить его нельзя. С формальной точки зрения, работодатель закон не нарушил. Однако с точки зрения обстоятельств нарушения были. Фактически работников пытаются обмануть. По этому поводу в Смольном состоялась встреча с участием вице-губернатора Игоря Албина. Там были представители руководства порта и представители профсоюзных организаций.
– Каков итог встречи?
– Игорь Албин гарантировал, что будет контролировать этот вопрос, и дал ряд распоряжений, которые оформятся в протокол. Мы очень довольны, что город обратил внимание на позицию работников порта. Докеры возобновили работу и увеличили производительность труда – все это под гарантию контроля этого процесса вице-губернатором Албиным.
– Власти города в этом конфликте приняли вашу сторону? Вице-губернатор Албин явно выразил такую позицию?
– Трудно точно сказать, но официальная позиция власти состоит в том, что если в наш профсоюз входит основная часть рабочего класса порта (докеров-механизаторов), то к мнению этих людей нужно прислушаться.
– Ваш конфликт с администрацией порта, по сути, – торг между работодателем и сотрудниками, а не политическая акция, как вы сами сказали. Почему власть должна выступать арбитром в этом конфликте? И при чем здесь митинги и пикеты?
– Все другие методы не дали результата. Мы направили администрации порта свои предложения, но их никто не рассмотрел. Наша цель состояла в том, чтобы привлечь к этому конфликту власти, что в итоге и произошло: власть нас услышала и обещала участвовать в разрешении спора.
– По вашей оценке, насколько забастовка докеров повлияет на работодателя в экономическом плане?
– Официальных цифр на этот счет у нас нет. Также нет задачи разорить предприятие.
– Но вы ведь заинтересованы в том, чтобы ваши действия повлияли на работодателя.
– Докеры снизили производительность труда примерно на 60%. Руководство порта рапортует, что предприятие работает в штатном режиме и пытается решить проблему, привлекая работников через дочерние структуры – «Морское кадровое агентство» и «Докер». Но, во-первых, за счет этих резервов дефицит докеров компенсировать не удалось. Они смогли привлечь не более 40-50 человек, в то время как в штатном режиме в одной смене должно работать порядка 80 человек. Во-вторых, на прошлой неделе этих привлеченных работников уведомили, что за ночные смены им уже не доплачивают, урезали еще какие-то доплаты.
– Если ситуация, несмотря на вмешательство властей, зайдет в тупик и все члены вашего профсоюза уволятся, каков будет результат?
– Есть и такие методы воздействия на работодателя. В забастовке участвуют все докеры-механизаторы – около 400 человек. Если все участники забастовки уволятся, то порт просто встанет.
Наверх