РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В 2016 году мировой флот будет расти более быстрыми темпами, чем в 2015. Такой прогноз вряд ли порадует судовладельцев, большинство из которых и так страдает от переизбытка тоннажа. Однако винить в этом кроме себя самих некого.
Согласно подсчетам информационно-аналитической службы «Maritime Insight», подразделения «Lloyd's List Intelligence» (LLI), на конец 2016 года размер мирового флота достигнет 52376 судов совокупным дедвейтом 1,8 млрд тонн. Таким образом, увеличение тоннажа за год составит 5,2%. Если данный прогноз оправдается, то показатель за 2016 год превысит аналогичный показатель 2015 года, который составил 3,5%.
Рост флота – следствие прогнозируемого постепенного увеличения международной торговли в наступившем году, однако пока скорость экономической экспансии в целом неудовлетворительная. По данным ВТО, рост объема торговли в 2016 году составит 3,9%, однако вероятны риски, что фактический рост будет заметно ниже. Что эти цифры означают для морского транспорта?
Общая экономическая активность заметно влияет на спрос на морские перевозки, а превышение спроса над предложением, которого и так в избытке, снижает фрахтовые ставки. Говоря о ближайшей перспективе, большинство аналитиков сходятся в одном: сектор морских перевозок энергоресурсов сумеет пережить прирост дополнительных мощностей (дедвейта), а вот балкерный сектор впадет в экономическую депрессию.
Сектор нефтеналивных танкеров и танкеров-продуктовозов
Обвал цен на нефть и рост спроса на углеводородное сырье стали главной причиной серьезного улучшения ситуации в секторе морских перевозок нефти и нефтепродуктов, сейчас фрахтовые ставки в этом секторе самые высокие со времени начала финансового кризиса в 2008 году. К тому же более выгодному соотношению спроса и предложения на танкерном рынке способствовал весьма скромный, а местами даже отрицательный прирост тоннажа в этом секторе. По данным LLI, в 2015 году прирост флота крупнотоннажных танкеров (VLCC) в показателях валового регистрового тоннажа составил всего 2,3%, суэцмаксов – 1,2%, а совокупный дедвейт афрамаксов вообще сократился на 0,1%. Однако в ближайшие месяцы ожидается спуск на воду большого количества танкеров. Так, в 2016 году прирост флота VLCC составит 6,1%, суэцмаксов – 4,6%, афрамаксов – 0,9%. В сегменте танкеров-продуктовозов фрахтовые ставки достаточно высокие, но до уровня ставок в нефтеналивном сегменте не дотягивают. «В обоих сегментах танкерного рынка в 2016 году вырастет вместимость флотов, а темп роста спроса замедлится. По сравнению с 2015 годом, который стал исключительно удачным для танкеров, 2016 год обещает быть гораздо скромнее», – отмечает Питер Сэнд, старший судоходный аналитик Балтийского и Международного морского комитета (БИМКО).
Сектор газовозов
На протяжении трех лет ставки в секторе СПГ-газовозов оставались на очень высоком уровне, а в 2015 году стали беспорядочно снижаться. Главная причина – слишком большой приток новых судов, в нынешнем году ситуация с ростом тоннажа в этом секторе ухудшится даже сильнее. Так, в 2016 году мировой флот СПГ-газовозов вместимостью менее 200 тысяч куб. м. увеличится примерно на 10%, тогда как в 2015 году он вырос на 8,9%. Однако по прогнозам, спрос на услуги газовозов тоже значительно вырастет. По оценкам авторитетной брокерской фирмы «Clarksons Platou», «небольшой рост» возможен с 2016 года: «Средняя выручка в среднесрочной перспективе останется на скромном уровне, хотя и выше, чем в прошлом году». Что касается сегмента перевозок сжиженного углеводородного газа (LPG), то несмотря на бурный рост в 2015 году доходов от спотовых контрактов на аренду VLGC, рекордные поставки новостроя в этом сегменте могут «затуманить» радужные перспективы рынка. Совокупная вместимость мирового флота СУБ-газовозов свыше 50 тысяч куб. м. выросла в прошлом году на 16,5% и вырастет на 19,6% в 2016 году. Таким образом, увеличение тоннажа в этом секторе будет самым высоким из всех. Тем не менее большинство аналитиков считают, что фрахтовые ставки в этом секторе останутся высокими, при условии роста объемов экспорта из США в Европу и Азию.
Сектор сухогрузов
Предупрежденные о слабом рынке владельцы балкеров всеми силами пытаются взять под контроль рост флота путем утилизации судов, отсрочек и канселяций заказов на новострой. Однако практически все их усилия свел на нет спад экономики Китая, результатом которого спрос на услуги балкерных перевозок оказался гораздо ниже ожидавшегося. В 2016 году переизбыток тоннажа может оказаться еще драматичнее. LLI прогнозирует рост флота (в единицах дедвейта) дедвейтом от 200 тысяч тонн и более на 9,7%, судов дедвейтом 100-200 тысяч тонн – 2,2%, судов дедвейтом 60-100 тысяч тонн – 9,4% и дедвейтом 35-60 тысяч тонн – 2,7%. Как в этом секторе будут обстоять дела с утилизацией старых судов, пока неизвестно, но очень важно. Некоторые призывают владельцев балкерного флота отправлять суда на слом по достижении 15 лет, чтобы хоть как-то справиться с переизбытком тоннажа и поднять фрахтовые ставки, размер которых в ряде сегментов опустился ниже уровня рентабельности.
Сектор контейнеровозов
Владельцы контейнеровозов пожинают плоды своих заказов в предыдущие годы большого количества ультраконтейнеровозов. Поставки новых судов, неожиданно слабая активность перевозок на внутриазиатских маршрутах и резкое сокращение импорта из Европы понизили фрахтовые ставки в этом секторе до рекордно низких значений, а переизбыток судов постепенно распространился на практически все направления. Согласно данным LLI, совокупная вместимость контейнерных судов от 10 тысяч TEU и выше выросла за 2015 год на 25,5%, а в 2016 увеличится еще на 20,6%. Более скромный рост ждет сегмент контейнеровозов вместимостью от 5 000 до 10 000 TEU: 4,8% в 2016 году. Ярким контрастом этому приросту служит прогноз о сокращении вместимости в сегментах небольших судов вместимостью ниже 5000 TEU. Все вышеприведенные цифры указывают на то, что перспективы у сектора на текущий год – пессимистические, несмотря на активную утилизацию и постановку судов на прикол.
Наверх