20.01.2016

Автономные суда – отвлекающий маневр

Почему такой энтузиазм вызывает идея беспилотных судов, если квалифицированным опытным морякам и так очень мало платят? На этот вопрос для издания «Lloyds List» попытался найти ответ Майкл Грей:

– Морской Институт (NI), похоже, оптимистично настроен в отношении этой затеи, даже проводит специальные конференции, тогда как большинство из нас считает беспилотное судно такой же далекой реальностью, как, например, выходные на луне. Более того, в последнем выпуске журнала Института – «NI Seaways» – его директор Филип Уэйк сказал, что появление автоматизированных судов «неизбежно» и заявил о необходимости начинать к этому готовиться.  

Надо сказать, что NI не одинок, судя по сотням квадратных метров газетных полос, в которых обсуждаются роботы, беспилотные автомобили и мрачные предсказания того, как научно-технический прогресс за одну ночь превратит весь средний класс в безработных. Возможно, это просто модная тема, своего рода отвлекающий маневр, призванный пустить наши мысли по ложному следу и отвлечь нас от реальных проблем. Маневр поддерживается несколькими производителями технологий, запустивших пробный шар или два – для отвода глаз. Однако вы, конечно, думаете, что для тех, кто имеет отношение к судам и судоходной отрасли, есть вещи гораздо более важные, о которых действительно стоит волноваться в 2016 году.

Мы уже это проходили раньше. В 80-х годах прошлого столетия японцы настолько обеспокоились тем, что никто в их стране не хотел становиться моряком, что потратили уйму сил, времени и денег на разработку дистанционно управляемых судов. Надо отметить, что с технической точки зрения эти разработки были очень даже жизнеспособны. Однако несколько росчерков пера японских законодателей – и вот уже стало возможно регистрировать принадлежащие японским компаниям суда под иностранными флагами, где особенно не заботятся о национальности экипажей. Впоследствии на японских судах разрешили работать даже иностранным морякам, а значит, более низкооплачиваемым, и тогда исчезли все стимулы для создания дорогостоящих технологий.

Примерно в то же время в Дании запустили проект создания перспективного судна, в котором хотели аккумулировать все высокоинтеллектуальные технологии, имевшиеся в гражданской и военной промышленности, и в итоге получить судно, для управления которым было бы достаточно экипажа из семи человек. И опять – все технологические разработки себя оправдали, все сработало, что не удивительно, учитывая то, какие суммы были инвестированы в этот проект, и какие высококлассные эксперты-энтузиасты над ним работали. В итоге была построена небольшая серия самых дорогих в мире рефрижераторных судов, и на этом все закончилось. Если учесть, что эти новехонькие супер-навороченные суда, напичканные всеми мыслимыми и немыслимыми техническими эксклюзивными новинками, вынуждены были конкурировать с самыми обычными, заурядными рефрижераторными судами, которые управлялись дешевой рабочей силой, то станет понятно, почему этот датский эксперимент имел весьма непродолжительную историю. Также свою лепту внес датский судоходный регистр, который делал упор на дешевую иностранную рабочую силу.

Если вы собираетесь строить суда, которыми предполагается управлять дистанционно, без присутствия людей на борту, то знайте, что это будет очень дорого стоить. Дорого будет все: проектирование, преодоление административных, законодательных барьеров и, наконец, сама эксплуатация. Разумеется все преодолимо и решаемо, но что, скажите на милость, заставит вас потратить такие сумасшедшие деньги  на создание сложнейших технических систем, которые нужны, чтобы управлять судном и обеспечивать безопасность грузов, когда у вас и без того совсем не велик доход от эксплуатации традиционных судов?

Нам не придется платить зарплату экипажу – ответите вы? Но даже для автономных судов потребуется персонал, который будет ими управлять! А много ли «технических контролеров судов» вы сможете нанять за зарплату, равную одобренной минимальной ставке Международной федерации транспортников (МФТ)?

Когда люди утверждают, что автономные суда станут решением извечной проблемы привлечения кадров для работы в море, это совершеннейшая чепуха. Вознаграждение за труд в судоходной отрасли сегодня настолько ничтожен (главным образом по причине недалекости современных судовладельцев), что работать в море идут только те, кто взамен за свой труд не требует больших денег. Когда и они станут слишком «дорогой статьей расходов», вербовщики круинговых агентств найдут моряков, которые будут согласны работать за еще более низкую оплату, потому что в тех заброшенных уголках планеты, где их отыщут, морская карьера будет казаться привлекательной альтернативой той беспросветной жизни, которую они ведут на берегу. Технологии могут быть очень полезными и нужными, но миром правят деньги, и судоходная отрасль – не исключение.

Не нужно тратить время на все эти глупости. Это же касается другой безумной идеи – экраноплана – «высокоскоростного транспортного средства, парящего на небольшой высоте над морской и иной поверхностью без постоянного контакта с ней», что, по сути, чистейший вздор. Тем не менее, несколько лет назад Международная морская организация (ИМО) вплотную занималась их классификацией, разработкой для них регламентирующих документов и многим другим, потратила на это кучу ресурсов и времени, которые можно было направить на решение вопросов безопасности обычных судов, которые составляют 99,9% мирового торгового флота.

Я знаю, что мои слова вызовут негодование всех тех умнейших ученых и экспертов классификационных обществ, которые на все лады расхваливают преимущества беспилотных судов, но я считаю, что нам необходимо придерживаться приоритетов.

Перевод: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх