РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Спустя 13 лет после катастрофы танкера «Prestige» Верховный суд Испании отменил оправдательный приговоров в отношении капитана судна Апостолоса Мангураса и приговорил его к двум годам лишения свободы. Капитан был признан виновным в неосторожности, которая повлекла разлив нефти и нанесла колоссальный экологический ущерб окружающей среде.
13 ноября 2002 года судно «Prestige», перевозившее 77 тысяч тонн мазута из России в Гибралтар, попало в сильнейший шторм. Корпус танкера получил трещину (по данным, ее длина достигала 35 метров) и начал терять груз со скоростью около тысячи тонн в сутки. Капитан запросил у ближайшего к месту нахождения танкера порта Ла Коруньи разрешение на вход в гавань, чтобы укрыться от волн и для прохождения ремонта. Однако начальник порта отказал в просьбе, объяснив свое решение тем, что вытекающий из танков судна мазут нанесет экологический ущерб галисийскому побережью. Отказалась принять судно и соседняя Португалия, после чего «Prestige» был отбуксирован в море подальше от ее берегов. В итоге через шесть дней, 19 ноября, судно раскололось и затонуло. Вылившийся мазут покрыл несколько тысяч квадратных километров морской поверхности и более 1700 км береговой линии.
Обвинение настаивало на тюремных сроках: от 5 до 12 лет для обвиняемых и взыскании с них причиненного ущерба побережью Галисии, который оценили в 4,4 млрд евро. Тем не менее, в 2013 году, несмотря на многочисленные свидетельства, представленные в ходе длившегося восемь месяцев судебного разбирательства, трое судей сочли их недостаточными для наступления уголовной ответственности в отношении капитана танкера «Prestige» Апостолоса Мангураса, старшего механика Николаса Аргиропулоса и бывшего руководителя испанского департамента торгового флота Жозе Луиса Лопеса-Сорса.
Однако в качестве утешительного приза, суд все-таки признал капитана Мангураса виновным в «неподчинении приказам во время бедствия», а именно – требованию приказа испанских портовых властей позволить отбуксировать танкер в открытое море, и приговорил его к девяти месяцам тюремного заключения, который он не отбывал, так как уже отсидел этот срок. Галисийский областной суд также заключил, что невозможно установить уголовную ответственность, так как катастрофа отчасти произошла из-за возраста танкера, которому было 26 лет.
Однако государственный обвинитель Луис Навахас обратился в Верховный суд с просьбой отменить оправдательный приговор капитану. Он заявил, что в ходе слушаний были представлены не все доказательства, в том числе не рассматривались записи бывшего капитана танкера Стратоса Костазоса, отказавшегося выходить на нем в рейс, так как судно находилось в непригодном техническом состоянии.
Испанское отделение «Greenpeace» заявило, что капитана сделали козлом отпущения, а ключевые фигуры, виновные в катастрофе, так и не предстали перед судом, в том числе нынешний премьер-министр страны Мариано Рахой, который на момент аварии был заместителем премьер-министра. По имеющимся данным, правительство Испании приказало увести терпящий бедствие «Prestige» в море подальше от берегов страны.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) считает, что приговор в отношении капитана «Prestige» является ярким примером проблемы криминализации моряков, особенно в свете того, что существуют свидетельские показания о поведении экипажа, который до последнего пытался спасти судно и предотвратить катастрофу. Кроме того, данный инцидент демонстрирует брешь в наличии портов-убежищ, что тоже является серьезной проблемой для отрасли. Самое главное на сегодняшний день – вынести урок из случившегося и предотвратить аналогичные ситуации в будущем.
Наверх