РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Сегодня интернет значительно облегчил нам жизнь, в нем можно найти ответ на любой вопрос, будь то даже поиски работы, на которую можно устроиться, не выходя из дома. Издание marineinsight.com делится с моряками рекомендациями по трудоустройству на новое место работы. Но если перед покупкой любого товара в онлайн покупатель имеет право ознакомиться с полной характеристикой и отзывами о продукте, то можно ли применить подобный способ для оценки вакансий по морским специальностям, которые предлагаются на морских сайтах?
Что беспокоит моряков?
Не секрет, что самое большое беспокойство у моряков вызывает размер заработной платы. Спустя месяц тяжелой работы каждый моряк ожидает от работодателя выполнения своих обязательств по оплате труда. Кому-то повезет получить свои деньги вовремя, в то время, как некоторым придется проводить беспокойные дни в ожидании зарплаты. Из-за кризисом в судоходной отрасли моряки все чаще обращаются с жалобами о проблемах, связанных с выплатой заработной платы в Международную федерацию транспортных рабочих (МФТ) и в морские профсоюзные организации. Помимо жалоб по зарплате, остальные обращения моряков можно выделить 4 группы:
- не соответствующие нормам труда условия работы на борту;
- принуждение от офицеров и начальства к выполнению непрописанной в трудовом договоре работы;
- небезопасные суда;
- проблемы с питанием на борту.
На сегодняшний день достаточно сложно оценить условия работы в судоходной компании. У каждого моряка есть свой набор критериев для оценки работодателя. В большинстве случаев моряки ориентируется на отзывы от знакомых либо на информацию, которую оставляют другие моряки на интернет-форумах. Но порой моряки вынуждены хвататься за первое попавшееся предложение по работе и иногда им приходится сожалеть об этом.
Специалисты Российского профсоюза моряков (РПСМ) отмечают, что все условия труда на борту судна прописаны в трудовом договоре (контракте о найме) либо в коллективном договоре заключенном между компанией-работодателем и профсоюзом и это является гарантией того, что в случае нарушений со стороны судовладельца права моряка будут соблюдены. Моряк может обратиться за помощью в МФТ, профсоюзную организацию, в администрацию портов или в правоохранительные органы.
Тонкости работы на судах под удобными флагами
Права моряков, которые плавают на таких судах, часто не соблюдаются, поскольку регистры удобных флагов не требуют соблюдения минимальных социальных стандартов. Большинство моряков, которые ходят на судах под удобными флагами, не являются членами профсоюзов. Существует ряд рисков, с которыми можно столкнуться, работаю на судне под удобными флагами:
- низкая заработная плата;
- плохие условия на борту;
- не сбалансированное питание и отсутствие чистой и безопасной питьевой воды;
- продолжительное рабочее время без достаточного отдыха, что ведет к стрессу и усталости экипажа.
Комментарий РПСМ: Все аспекты трудовой деятельности членов экипажей морских судов прописаны в Сводной конвенции Международной организации труда (МОТ) 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС), которая ратифицирована во многих странах мира, в России документ вступил в силу в 2012 год. Конвенция охватывает 68 действующих конвенций, касающихся труда моряков и наряду с другими международными документами в судоходной области, которые относятся к стандартам безопасности и управления судов, КТМС сосредоточена на защите прав моряков.
Касаемо опасений моряков в отношении невыплаты заработной платы, специалисты РПСМ отмечают, что ежегодно подкомитет по заработной плате моряков Объединенной морской комиссии МОТ согласовывает резолюцию о повышении минимальной базисной ставки (должностного оклада) для квалифицированных моряков. Так, с 1 января 2016 года она составляет $614.
К сведению добавим, что Международная федерация транспортников (МФТ) признает минимальную базисную ставку (в России – должностной оклад) лишь для судов под национальным флагом. При этом с 1 января 2014 года заработная плата на таких судах не должна быть ниже $1028.
В случае серьезных нарушений со стороны работодателя согласно нормам КТМС моряк имеет право при заходе судна в порт обратиться в Государственный портовый контроль с тем, чтобы судовладельца проверили на предмет соблюдения прав моряков. Как показывает практика, такое судно могут задержать в порту до устранения нарушений со стороны работодателя, – сообщают в РПСМ.
Как обезопасить себя?
Профилактика – предпочтительней, чем лечение, это правило действует и в случае, если моряк следует этому базовому правилу, так, при устройстве в новую компанию он может сохранить нервы себе и своей семье.
Ниже представлены некоторые советы.
- соберите как можно больше информации о компании, владельце и его репутации разных источников. И пусть вас не привлекает громкое имя компании, все нужно тщательно проверять;
- получите информацию о кадровых сотрудниках, ответственных за ваше трудоустройство и заработную плату. Иногда в отличной во всех планах компании может работать кадровый персонал, который сможет прилично подпортить вашу жизнь и карьеру;
- никогда не соглашайтесь по телефону на работу и не подтверждайте принятие должности вы не получите достаточную информации о человеке, проводящем с вами собеседование по телефону;
- никогда не заступайте на судно без предварительного тщательного прохождения медицинской комиссии. Бывали случаи, что морякам приходилось сходить с судов из-за уже существующего заболевания, оплатив подмену за свой счет;
- читайте условия и обязанности, оговоренные в контракте, перед подписанием. Никогда не соглашайтесь подписывать контракт уже на судне, подписывайте его на берегу;
- развейте сомнения и вопросы перед тем как заступить на судно. Иногда узнавать что-то у капитанов или офицеров может быть слишком поздно;
- уточните политику компании, касающуюся захода в зоны пиратской деятельности. Узнайте, есть ли у Вас право списаться с судна за счет компании в случае, если вы откажетесь идти на судне через территории, где вы имеете риск стать жертвой на пиратов;
- если вы идете на судно под удобным флагом, узнайте у местного профсоюза, чья деятельность одобрена МФТ, по поводу минимального размера оплаты труда, бонусов и прав на этом корабле, а также наличие офисов МФТ по всему миру. Вы так же можете обратиться в МФТ посредством интернет - связи;
- проверьте соответствие размера зарплаты, которую вам сообщили по телефону или электронной почте той, что указана в контракте.
Комментарий РПСМ: Вы можете обратиться в профсоюзную организацию своего региона, например, Российский профсоюз моряков представлен во всех российских портах, для моряков работают 11 территориальных и 52 первичных организации.
В РПСМ вам разъяснят, что необходимо знать моряку перед выходом в море, куда обращаться, если в рейсе все же возникнут трудности. Важно, чтобы компания, которая направляет вас на работу за границу, имеет соглашение - коллективный договор с РПСМ, где строго обозначены ваши права, обязанности и гарантии со стороны работодателя. Обязательно проверьте, имеет ли компания российскую лицензию на трудоустройство за рубежом и сертификат. В этом вам помогут специалисты РПСМ, только здесь могут проверить легитимность нанимающей вас компании. Будьте внимательны при найме на судно под удобным флагом.
Всегда имейте при себе адреса и телефоны профсоюза и инспекторов МФТ: в случае трудностей немедленно свяжитесь с нами. Вы можете найти их на нашем сайте: www.sur.ru.
Наверх