04.02.2016

Вышли в море, а оказались на мели

1 880 000 долларов незаконно присвоенной работодателями зарплаты моряков смогла вернуть законным владельцам в 2015 году инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в Новороссийске Ольга Ананьина. Невыплата заработной платы судовладельцами – настоящий бич черноморского региона. Черные списки нечистых на руку судовладельцев и Сводная конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС) Международной организации труда (МОТ)  – вот инструменты, позволяющие профсоюзам эффективно бороться за восстановление трудовых прав моряков.

В этом году из-за нарушений требований Сводной конвенции (КТМС) в порту Новороссийска суда задерживались шесть раз. Основная причина – системная невыплата заработной платы членам экипажа.

Больше всех отличилась компания «Nexus Maritime Services». Ее паромы «Севастополь» и «Новороссийск» успели проштрафиться дважды. А под конец года экипажи этих судов оказались еще и в самом бедственном положении. Они остались без снабжения: ни свежих продуктов, ни питьевой воды, ни топлива. На календаре февраль, а отопления нет, и не было. Завернувшись в несколько одеял, моряки все равно мерзнут. С октября жизнедеятельность судов поддерживается лишь капитанией порта. Тогда же экипажи обратились за помощью и к инспектору МФТ в Новороссийске.

На пароме «Новороссийск» владелец должен морякам 170 тысяч долларов, на Севастополе – 120 тысяч. И это только часть долга по искам, которые моряки подали еще осенью. Большая часть экипажей, устав ждать, списалась с депонентскими справками. На каждом из судов осталось по девять человек.

– Им не платят, но эти люди продолжают обеспечивать живучесть судна, предотвращая возникновение аварийных ситуаций в порту. Так сумма долга с каждым днем возрастет. Иски за ноябрь, декабрь и январь будут подаваться отдельно, – объясняет Ольга Ананьина.

22 января по решению суда паром «Севастополь» был арестован. Это судьба постигла бы и «Новороссийск», но незадолго до этого его перегнали в Крым. Теперь по поручению судебных приставов арестовывать его будут там.

– За шесть последних лет это уже третий случай ареста судна в Новороссийске, – рассказывает Ольга Ананьина. – И первый, когда судебное разбирательство инициировано транспортной прокуратурой. Ее работники проделали огромную работу, сейчас слово за судебными приставами. Их задача верно оценить стоимость судна и вовремя выставить его на продажу. Иначе паромы могут повторить судьбу сухогруза «Роксалана-2», который был арестован еще в 2013 – и с тех пор ржавеет у причалов нашего порта.

Порты Азовского моря и Крыма также находятся в поле зрения новороссийской инспекции МФТ. Там тоже немало проблем с соблюдением трудового законодательства. Особенно показательна история с сухогрузом «Tallas» (флаг Камбоджа) из Евпатории. Весной 2015 года моряки этого судна обратились за помощью к Ольге Ананьиной из-за многомесячной невыплаты заработной платы. И тоже не в первый раз: проблемы тут начались еще в 2011 году.

Совместно с представителем Российского профсоюза моряков в Севастополе Артемом Боевым были предприняты усилия: переговоры и напряженная переписка с прокуратурой, администрацией государства флага, судовладельцем (компанией «Importica LP»). В результате морякам «Tallas» удалось вернуть 35 тысяч долларов.

– Самое поразительное то, что в Евпатории все моряки знают историю «Tallas» и привычку «Importica L.P.» кредитоваться за счет своих экипажей, – рассказывает Ольга Ананьина. – Там есть моряки, которым судовладелец должен уже за годы работы. Несмотря на это, компания снова и довольно быстро набрала новый экипаж и уже летом отправила его в Турцию, где сухогруз вновь застрял на рейде города Зейпорт. Ни работы, ни снабжения, ни зарплаты. Сейчас оставшиеся на «Tallas» моряки питаются рыбой, которую ловят с борта, а питьевую воду клянчат у проходящих мимо судов. Возможно, моряки уже списались. Так что можно писать в прошедшем времени.

В целом количество обманутых моряков по сравнению с прошлым годом не увеличилось. Частично это связано с кампанией «Черное море позора». Уже три года в ее рамках силами МФТ и национальных профсоюзов проводятся массовые проверки на соответствие международным нормам.

– В прошлом году по их итогам МФТ совместно с Российским профсоюзом моряков (РПСМ) подготовила список судов, где регулярно возникают трудовые конфликты, в основном связанные с невыплатой заработной платы, ее уровнем и двойной бухгалтерией, – рассказывает Ольга Ананьина. – MLC – отличный инструмент в борьбе за трудовые права моряков и восстановление социальной справедливости. Он позволяет морякам выбраться из ямы, в которую его толкают нечистые на руку судовладельцы. А «черные списки» позволяют им в эту яму не попасть», –заключает инспектор МФТ.

Информация и фото ЮТО РПСМ.

↑ 

Наверх