15.02.2016

Три крупнейших атаки нигерийских пиратов за последний месяц

Серия из трех атак, вызвавших общественный резонанс во всем мире, говорит о небывалой активизации пиратов в водах Нигерии, пишет издание seafarers.com.ua.

Можно сказать, что жизнью моряка в Гвинейском заливе распоряжается случай. В лучшем случае члены экипажа могут самостоятельно отбиться от пиратов даже на старом судне, а могут попасть в плен и ждать спасения, оставаясь на борту современного контейнеровоза, принадлежащего крупной компании. Можно стать жертвой внутреннего конфликта в государстве, а можно попасть под пулю отщепенца, гонимого жаждой наживы. Последний месяц был богат на такие события, – считает издание.

Маленький контейнеровоз «Maersk Line» дождался помощи нигерийского флота

Военно-морские силы Нигерии прервали нападение группы пиратов на контейнеровоз «Safmarine Kuramo», принадлежащий датской компании «Maersk Line». Злоумышленники атаковали судно 5 февраля у побережья Нигерии, на борту которого находилось 25 членов экипажа.

Нападение было совершено утром, когда судно направлялось в нигерийский порт Онн. Несколько пиратов высадились на борт контейнеровоза и перехватили управление судном. В тот же день после полудня нигерийские военные моряки также высадились на борт «Safmarine Kuramo» и начали спасательную операцию.

В 18:20 по центрально-европейскому времени диспетчерская служба на побережье получила сообщение, что судно освобождено, а все 25 членов экипажа живы и здоровы. После инцидента «Safmarine Kuramo» продолжил свой путь в Онн, где экипаж ожидала команда поддержки.

«Safmarine Kuramo» – это небольшой контейнеровоз вместимостью 2.500 TEU, построенный в 2004 году на немецкой верфи Volkswerft Stralsund. Владельцем судна является бельгийская компания «Safmarine», выкупленная «A.P. Moller-Maersk Group» в 1999 году. Контейнеровозы редко становятся целью для нигерийских пиратов, которые больше любят нападать на танкеры. Судну просто не повезло.

Пятеро моряков с танкера «Leon Dias» стали в заложниках у террористов

Еще меньше повезло танкеру «Leon Dias», принадлежащему греческой компании «Leon Shipping and Trading», который был атакован пиратами 31 января 2015 года. Для захвата танкера дедвейтом в 9055 тонн, построенного в 2003 году, потребовалась группировка более чем из десяти хорошо вооружённых человек на двух шлюпках.

Пятеро членов экипажа «Leon Dias» были взяты в заложники, одного из офицеров ранили во время абордажа. Среди заложников насчитывается два гражданина России (старший механик и электромеханик), два филиппинца (капитан и третий механик) и один выходец из Грузии. Преступники покинули судно вместе с пленниками в тот же день.

Вскоре пираты вышли на связь. Они заявили, что являются представителями террористической организации «Коренной народ Биафры», которая борется за независимость республики Биафра – района на юго-востоке Нигерии. В обмен на жизни моряков террористы потребовали от местных властей освобождения из-под стражи их лидера Ннамди Кану, арестованного 17 октября 2015 года за призывы к разрушению государственного строя и сепарации Биафры. Злоумышленники дали властям 31 день, чтобы обдумать предложение.

Лидер группировки, назвавший себя генералом Беном, угрожал взорвать танкер с экипажем. К счастью, сейчас «Leon Dias» находится у берегов соседнего с Нигерией Бенина, под охраной его военно-морских сил. На борту осталось 14 членов экипажа.

Захват судна произошёл на фоне серии нападений на нефтяные и газовые предприятия в дельте Нигера. Террористы угрожают новыми атаками на танкеры, если правительство не сократит добычу нефти на 40%, а также не поддержит программу амнистии, запущенную в 2009 году. В данный момент переговоры продолжаются. За их исход можно было бы меньше переживать, если бы пиратов, как всегда, интересовал денежный выкуп. Шансов, что они оставят в живых заложников гражданского конфликта, гораздо меньше.

Экипаж ро-ро судна «Silver Sky» остудил пыл пиратов струями воды

Третий инцидент за месяц представляет собой всего лишь неудачную попытку нападения пиратов, которые 21 января атаковали ро-ро судно «Silver Sky» в 50 милях от берегов Байельсы, штата на юге Нигерии. Дедвейт судна, построенного в 1987 году, составляет 9772 тонн, его менеджментом занимается компания «Sallaum Lines» из ОАЭ. На двух шлюпках пираты предприняли попытку высадиться на «Silver Sky», но им помешало отчаянное сопротивление экипажа и высота борта судна, находившегося не в грузу.

Пираты открыли огонь из автоматов и ранили одного из моряков. К счастью, ранение оказалось не опасным для жизни. В ответ экипаж поливал нападающих водой. Судно постоянно маневрировало, чтобы избежать абордажа. После нескольких неудачных попыток высадиться на борт пираты оставили «Silver Sky» в покое и скрылись.

Судно продолжило свой путь сначала в Котону, Бенин, а оттуда в Антверпен, Бельгия. Нигерийские власти до сих пор пытаются установить, относятся ли неудачливые пираты к какой-либо группировке или это маленькая банда, действовавшая на свой страх и риск.

Эта серия атак, особенно захват заложников на «Leon Dias», свидетельствует о небывалой активизации пиратства в водах Нигерии. Моряки в очередной раз задумываются, так ли хорошо им платят за перевозку дешевой нигерийской нефти, чтобы подставлять себя под удар. Мировое морское сообщество озабочено проблемами безопасности моряков, вынужденных работать в зонах пиратского риска.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) обращает внимание членов РПСМ на то, что работая на судне под коллективным договором, каждый моряк имеет полное право отказаться от рейса, пролегающего через пиратоопасные районы, не опасаясь при этом потерять работу в компании. Кроме того, работодатель обязан заранее предупреждать членов экипажей об опасном рейсе.

В случае, если моряки готовы работать в зоне риска, на судне должны быть усилены меры безопасности, а также каждый член экипажа должен получать бонус в размере 100% базовой ставки и удвоенную компенсацию в случае смерти или потери трудоспособности. Эти правила закреплены в колдоговоре и действуют каждый день, во время которого судно находится в зоне пиратского риска.

↑ 

Наверх