РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В Сомали отмечен спад пиратских атак, но в масштабе всего мира угроза пиратских нападений не стала меньше, – об этом говорят статистические данные Международного морского бюро (IMB), информирует «Lloydslist.com».
В 2015 году не было зарегистрировано ни одной попытки нападения пиратов на торговые суда, о чем свидетельствуют опубликованные IMB данные. Однако контролеры по борьбе с пиратством предостерегают судоходные компании от отказа на своих судах охраны, так как риск нападения пиратов довольно высокий.
В целом, на просторах мирового океана уровень пиратства и вооруженного разбоя продолжает оставаться на уровне 2014 года. При этом в IMB отмечают снижение числа захваченных морскими разбойниками судов и взятых в плен моряков. В общей сложности в 2015 году произошло 246 инцидентов, то есть на один случай больше, чем в 2014 году.
Однако специалисты в области морской безопасности считают, что количество сообщений о случаях пиратского нападения гораздо меньше фактических происшествий, поскольку операторы зачастую не информируют морские администрации о них.
Число судов, на борт которых попали пираты, увеличилось на 11% и достигло отметки в 203 судна, из них одно подверглось обстрелу. Еще 27 атак удалось предотвратить. Пираты убили одного моряка и нанесли увечья, по меньшей мере, 14-ти.
Количество случаев с похищением людей, то есть когда экипаж увозится и удерживается до момента получения выкупа, выросло вдвое, с 9 инцидентов в 2014 году до 19 – в 2015, это напрямую связывают с ростом числа нападений у берегов Нигерии. В 2015 году было захвачено 15 судов, в 2014 – 21. В 2015 пираты удерживали на захваченных судах 271 пленного, годом ранее захватили 442 человека. В четвертом квартале 2015 года не зафиксировано ни одного случая с угоном морского судна.
Главным ключевым фактором, способствующим данной тенденции, стало сокращение числа атак на малотоннажные танкера-бункеровщики в водах Юго-Восточной Азии. Последний такой эпизод произошёл в августе 2015 года.
«IMB одобряет уверенные и активные действия индонезийских и малоазийских властей по аресту и судебному преследованию двух банд, занимающихся захватом танкеров», – прокомментировал ситуацию директор IMB Поттенгал Мукундан (Pottengal Mukundan). – Кроме того, мы одобряем последующий арест большинства предполагаемых тайных лидеров этих банд».
Самое большое число преступлений на море, совершаемых во всем мире, по-прежнему приходится на регион Юго-Восточной Азии. Более того, почти в 55% случаев мишенью для нападений становятся суда, находящиеся на ходу. Для сравнения: в 2014 году эта цифра равнялась 37%. IMB рассматривает данное обстоятельство как повод для беспокойства, ввиду того, что это повышает потенциальные риски для судов и их экипажей.
Нигерия остается «горячей» точкой агрессивного пиратства и вооруженных разбоев. Считается, многие инциденты остаются незарегистрированными, в адрес бюро поступили доклады только о 14 случаях атак, в 9-ти из них пираты проникли на борт судов.
В минувшем году в Сомали не было зафиксировано ни одного нападения, что подтверждает IMB. По этой причине протяженность зоны высокого риска (HRA) в сопредельных с Сомали водах была уменьшена более чем в два раза. Но IMB предупреждает суда, чей путь проходит через Аденский залив и Индийский океан о предельной бдительности.
«Сомали остается нестабильным государством, по этой причине риск пиратских атак по-прежнему высок. Но если произойдет хоть один успешный захват судна, то он разрушит всю проделанную по предотвращению этого работу. Кроме того, это станет причиной того, что этот вид преступной деятельности вспыхнет с новой силой», – говорит Мукундана.
«Тлеющий огонь»
Между тем, исполнительный директор ассоциации судовладельцев Германии «Verein Deutscher Reeder» Ральф Наджел (Ralf Nagel) сказал: «Угроза, которую являет собой пиратство у берегов Африканского Рога (полуостров на востоке Африканского континента) похожа на тлеющий огонь: присутствие военно-морских сил в Аденском заливе и разведывательные операции с воздуха, в сочетании с реализуемыми судовладельцами мерами безопасности доказали свою эффективность в перекрытии сомалийским пиратам «кислорода». Нынешний же уровень защиты занижен, и если допустить приток свежего воздуха к источнику огня, то пламя в тот же миг разгорится с новой силой».
Наджел подчеркнул, что вклад ВМС Германии в миссию Евросоюза по противодействию пиратству «Atalanta» имеет наивысшую значимость для защиты экипажей германского торгового флота. В других регионах, например во Вьетнаме количество инцидентов резко увеличилось: с 7 в 2014 году до 27 – в 2015.
Главная причина — это низкий уровень краж в отношении судов, находящихся на якорной стоянке, тогда как только возле одного порта Вунгтау было зафиксировано 15 сообщений о пиратских атаках.
В отчете IMB говорится, что впервые за долгое время в Китае, в декабре 2015 года было зарегистрировано четыре таких инцидента: три эпизода – совершенные кражи у берегов Тяньцзиня с борта малотоннажного балкера бункерного топлива, а один — неудачная попытка совершить кражу.
«Из отчета видно, что количество захватов судов уменьшилось благодаря эффективной борьбе с сомалийскими пиратами. Но в то же время увеличилось количество захватов заложников в Нигерии. Показательный случай – захват греческого судна «Leon Dias». Сомалийские пираты захватывают экипаж вместе с судном, а нигерийские пираты захватывают только заложников, а судно бросают», – комментирует координатор Международной федерации транспортников в России Сергей Фишов.
По материалам ЦИА РПСМ Новороссийск.
Фото: Википедия/Автор: Mass Communications Specialist 2nd Class Jason R. Zalasky, USN - http://www.news.navy.mil/view_single.asp?id=68747, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=665917.
Сомалийские пираты на моторной лодке, сдающиеся в плен.
Наверх