14.03.2016

Безопасность на судне: стоит ли докладывать обо всём?

Безопасность на судне – вещь строго регулируемая. Правилам необходимо следовать, но достаточно ли они продуманы? Что если моряк сомневается в законности действий и решит доложить в соответствующие органы о нарушениях на судне?

Следуете ли вы правилам?

Работать на судне тяжело. Даже если ты окружён дружелюбными коллегами и работаешь на хорошую компанию. Трудности понятны – как минимум, это долгая разлука с домом и работа в тяжёлых условиях. Для тех же, кто вынужден работать без поддержки и товарищей, выход в море становится ещё сложнее и может поставить под вопрос не только безопасность, но и психологическое и физическое здоровье.

Ответственность за соблюдение правил безопасности лежит на всех звеньях цепи – и на судовладельцах, и на моряках. Но что они должны и могут делать – иногда остаётся неясным, считает crewtoo.com.

Что происходит, когда инструкции не выполняются должным образом? Как моряк может повысить заинтересованность в безопасной работе? Иногда из-за нарушений правил, затрагивающих, в частности, нанесение вреда окружающей среде, моряк может обратиться в компетентные органы. Но в этом случае безопасность мореплавания тут не при чём.

Или обращаетесь в органы?

Такое своеобразное «стукачество» определяется как «разглашение сведений в общественных интересах». Это происходит, когда работник делает публичное заявление – обычно через суд или регулирующий орган – о том, что наниматель участвует в незаконной деятельности.

В США подобные «стукачи» воспринимаются как подспорье стороны обвинения в делах о нанесении вреда окружающей среде. Более половины всех дел, затрагивающих Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL), появляется как результат того, что члены команды сообщили властям о нелегальных разгрузках или о сфальсифицированных отчётах.

Согласно Акту о предотвращении загрязнений с судов, те, кто сообщил о нарушении, могут получить половину от суммы штрафа, налагаемого на компанию. Так что моряки, которые сообщили о нарушении, могут выиграть в лотерею. Однако есть случаи, когда моряком движет не только добрая воля, но и крючкотвор-юрист.

Высказываться о плохих поступках

Говорить открыто о том, что делается неправильно – хорошо, но что если речь не об окружающей среде? Работает ли тогда «стукачество»?

Откровенно говоря – нет. Ведь важна не только хорошая репутация, но и отношения между судовладельцем и моряками. Зачастую экипаж нанимается через посредников и мало взаимодействует напрямую с владельцем судна. Отношения, подразумевающие ответственность и доверие, очень тонкая штука. Прислушается ли работодатель к моряку, если он выскажет своё мнение? Не предъявят ли ему контробвинения и не будут ли приняты ответные меры? Риск попасть в негласный «чёрный список» может остановить моряка от сообщения о нарушениях.

Три ключевые проблемы культуры безопасности

Так что же можно сделать, чтобы развить реально работающую систему безопасности? Даже если система верна, число несчастных случаев по вине «человеческого фактора» показывает, что если люди приучаются работать неправильно, за этим обязательно последуют несчастные случаи. 

Есть три основные проблемы в развитии культуры безопасности. Первая заключается в неизбежности обвинения. Не стоит культивировать непосредственную ответственность за несчастные случаи.  

Вторая причина – внешние факторы. Необходимо помнить, что роль в безопасности на судне играет не только моряк, но и безопасный менеджемент, инженерный контроль, коммуникации. Жизненно необходимо принимать в расчёт все факторы.

Третий фактор – отчётность. Как компании создают нужную себе отчётность? Например, они могут «стимулировать» работника и поощрять за дни без происшествий. Тогда неизбежно возникает соблазн вообще не сообщать о нарушениях.

Восемь шагов к созданию культуры безопасности

Культура безопасности – это результат индивидуальных и групповых усилий. Вот несколько нехитрых правил, которые помогут культивировать безопасность на судне.

1. Распределите ответственность. Задействованы должны быть все с чётким пониманием своих обязанностей: что, как, когда делать, даже если что-то пойдёт не так.

2. Общий взгляд на безопасность. Никто не хочет получить травму, поэтому все должны стремиться к соблюдению правил безопасности.

3. Введение подотчётности. Все обязаны нести ответственность за свои поступки.

4. Правила написания отчётов. Компаниям нужна обратная связь, поэтому необходимо создать действенную схему по написанию отчётов.

5. Доклады, доклады, доклады. Необходимо объяснить морякам важность сообщений о происшествиях, угрозах и травмах. Отсутствие отчётов не означает отсутствие проблем, но говорит лишь о том, что система не работает.

6. Строгая система расследований. Моряки должны верить в процедуру расследований инцидентов. Поэтому подход должен быть тщательным, основательным и справедливым.

7. Доверие. Атмосфера доверия в коллективе поможет сплотить команду и улучшить работу на судне.

8. Празднуйте успех. Моряки вкладывают в работу время, усилия и свои навыки, так что им важно видеть поддержку и признание своих успехов.

↑ 

Наверх