РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
10-летние исследования периодических медосмотров обнаружили рост числа слуховых заболеваний, из-за которых моряки не смогли пройти проверку. Число подобных заболеваний возросло на 40% и сейчас занимает третью строчку среди наиболее распространённых причин «провала» медицинского теста. На сайте marinelog.com программный директор PEME британского отделения Клуба взаимного страхования (UK P&I Club) София Булард размышляет об этой проблеме.
«Благополучие экипажа всегда было приоритетной задачей программы по предварительному обследованию в нашем Клубе. Когда мы только начинали работать – 20 лет назад, в 1996 году, – то обнаружили, что число жалоб на болезни растёт, однако клиники не уделяют этому достаточно внимания. Мы увидели противоречие в стандартах предварительных обследований, которые использовали больницы. Многие клиники работали по минимальным стандартам, предписанным местными властями, и не имели никаких обязательств перед судовладельцами. Мы также обнаружили, что обследования не были достаточно детализированными для того, чтобы выявить доклинические заболевания, которые могут повлиять на обязательство судовладельца по выплате компенсаций в связи с потерей трудоспособности из-за проблем со слухом».
Вот почему UK P&I Club разработало программу по медицинскому предварительному осмотру – PEME (pre-employment medical), которая стала наиболее действенной по предотвращению возможного ущерба. Больницы, которые подписались под участием в проекте, несут ответственность перед Клубом и его членами за свою работу. Схема призвана защитить судовладельцев от исков от моряков, а последних – от наличия заболеваний перед выходом в море. Программа была оценена, как наиболее всеобъемлющая из всех, что действуют в индустрии.
Программа ставит своей целью снижение числа заболеваний среди моряков, вызванных какими-то более ранними болезнями или симптомами. Именно заболевания, бывшие у моряков до обследований, влияют на их пригодность, они могут сказаться не только на здоровье моряка, но и на здоровье всего экипажа.
Процедура медицинской проверки является частью PEME и доступна для всего экипажа. Моряки проходят диагностику наиболее важных органов и функций. Конфиденциальные данные регулярно анализируются, а результаты используются для выявления тенденций в здоровье экипажа.
UK P&I Club сделал обзор исследований, полученных за последнее десятилетие. Топ-10 наиболее распространённых заболеваний среди моряков в порядке убывания выглядит так: гепатит В, гипертония, слуховые дефекты, туберкулёз лёгких, диабет, нарушения функции печени, множественные болезни, заболевания желчного пузыря, дефекты зрения, заболевания почек.
Исследования показали, что проблемы со слухом поднялись до третьей строки в рейтинге. А ведь ещё 10 лет назад они даже не входили в десятку.
Как показывают аудиометрические тесты, больше всего от данных дефектов страдают члены машинной команды. Неудивительно, что эти же моряки наиболее вероятно будут страдать от потери слуха. Это особенно влияет на тех, кто не выполняет профилактических мероприятий по борьбе с шумом. Звуковое давление, как правило, выше 85 дБ приводит к снижению слуха. Другие негативные эффекты от подобных шумов зависят от индивидуальной психологии и продолжительности работы.
Выявление слуховых повреждений
Единственный надёжный способ определить слуховые дефекты – аудиометрическое тестирование, которое проводится специальным оборудованием, пока пациент находится в звукоизолированном помещении. Пациент в наушниках должен нажимать на кнопку, как только услышит какой-либо звук. Такой тест позволяет выявить любые нарушения.
Ниже приводятся меры по профилактике слуховых заболеваний.
Аудиометрические тесты необходимо проводить каждые полгода всем морякам. В идеале тест должен проводиться не менее, чем через 14 часов после сильных шумовых воздействий. Для тех, кто подвержен шумовому воздействию, существуют специальные курсы. Тестирование и специальные защитные приспособления – такие, как беруши или противошумовые наушники – помогают снизить эффект от слуховых повреждений. Тем, кто сталкивается с высоким уровнем шумов – выше 85 дБ – нужно разрешать брать перерывы между сеансами работы.
Гарантия программы по сохранению слуха
Авторы программы по предварительному медосмотру верят, что если придерживаться указанных рекомендаций, это поможет защитить моряков от потери слуха, а работодателей – от жалоб и исков за потерю слуха.
Необходимо предоставлять морякам больше информации по рискам потери слуха. Конечно, каждый моряк тоже ответственен за сохранение своего здоровья на борту судна. Компаниям рекомендуется создавать защитные зоны в машинных отделениях и других рабочих зонах с высоким уровнем шума.
В интересах членов Клуба постоянно проводить обследования и каждые восемь месяцев проводить такие исследования, как отоскопия, тест Вебера, тест Ринне (с помощью акуметра).
Клуб надеется, что при исполнении всех рекомендаций, моряки могут улучшить условия пребывания в море и снизить риск потери слуха.
Главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) Евгений Хижняк отмечает, что хоть рекомендации по противостоянию сильному звуковому воздействию важны, они давно уже не новы. «К сожалению, г-жа Булард не обратила внимание на тот факт, что негативно, помимо шума, на здоровье моряков – в том числе и на слух – влияет вибрация. Именно в комплексе шум и вибрация "бьют по ушам" моряков. Вместе с тем, уровень шума и вибрации начиная с 80-х годов прошлого столетия неуклонно растёт, и даже рубеж в 85 дБ давно преодолён. Это происходит из-за того, что на морские суда устанавливают более мощные высокооборотные дизели и газовые турбины, которые создают много шума, чтобы обеспечить высокую скорость. На судах российских компаний члены экипажей (группы компаний "Совкомфлот"), согласно Федерального закона №426 от 28.12.2013 г. ("О специальной оценке условий труда"), обязательно знакомятся с результатами замера шума и вибрации на своих рабочих местах. Так что специалисты страхового клуба не открыли Америку о том, что нужно брать перерывы и создавать защитные зоны. На морских судах России и других стран существует режим: четыре часа – вахта, восемь часов – отдых, четыре часа – вахта, восемь часов – отдых. Защитные зоны компаниям рекомендуется создавать уже давно – с 60-х годов. На всех морских судах мира есть ЦПУ, где параметры шума, вибрации, температуры, воздухообмена находятся в норме», – прокомментировал Евгений Хижняк.
Наверх