РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Новороссийск стал первым российским портом, где была организована морская капелланская служба. 20 лет спустя она остается единственной в России, осуществляемой священнослужителем Православной церкви в интересах моряков и членов их семей. Диакон Николай (в миру Николай Анатольевич Мотренко) рассказал, с чем в капелланскую службу обращаются попавшие в житейские шторма моряки.
- Чаще всего их волнуют семейные проблемы или одиночество. Семья моряка – особенная, ведь длительное нахождение вдали друг от друга влияет на отношения. Поделиться своими переживаниями в смешанных экипажах, а их сейчас большинство, очень непросто. Накапливается раздражение, которое в замкнутом пространстве чревато последствиями. Однажды ко мне обратились филиппинцы. На судне были настолько накаленные отношения с капитаном-греком, что в гневе моряки даже угрожали ему физической расправой. Не дожидаясь утра, они пришли ко мне домой. В таких случаях я стараюсь погасить конфликт и прошу своих коллег в следующем порту захода выяснить, какова атмосфера на борту.
Капелланская сеть в мире достаточно развита. Мы можем связаться практически со всеми портами мира. Был случай, когда новороссийский моряк, находясь в Нигерии, позвонил супруге и сообщил, что его везут в госпиталь с приступом аппендицита. Она с волнением ожидала звонка от мужа – звонка не было. На третьи сутки неизвестности она обратилась к нам с просьбой выяснить, что с ним случилось. Мы связались с миссией в Нигерии и получили ответ буквально через несколько часов. Его нашли в больнице, оказалось, что операция прошла успешно, но звонить из больницы не разрешалось.
Были и другие случаи, когда наши моряки попадали в тюрьмы Греции и той же Нигерии. Тогда по просьбе родственников и представителей Российского профсоюза моряков (РПСМ) мы обращались к священнослужителям Русской православной церкви в Греции и католической миссии в Нигерии, чтобы они приняли участие в их судьбе. Большинство капелланов в мире – католики и протестанты, однако наш язык, язык души, преодолевает все национальные, культурные и религиозные барьеры.
– Выходит, что Вам знакомы многие проблемы судоходства?
– Да. К нам часто обращаются матери, жены моряков, которые работают в опасных водах - в Аденском заливе, у берегов Западной Африки. Женщины просят помолиться за жизнь и здоровье их родных. Отдельное место занимает помощь брошенным экипажам. Мы по возможности стараемся помогать им с питанием и предметами первой необходимости. Наша основная опора в этом – церковь и прихожане, определенную поддержку оказывают РПСМ и международные морские благотворительные организации.
Как правило, к нам обращаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Но участвуем мы и в радостных событиях, например, в новогодних праздниках на судах. Мы ежегодно раздаем рождественские подарки морякам – и 25 декабря, и 7 января. Славянские экипажи часто просят освятить судно, совершить молебен о здравии или панихиду по усопшему, провести встречу с экипажем. Бывают и житейские просьбы: купить сим-карту, свозить в магазин, показать город, помочь перевести деньги семье через банк.
– А какая ситуация сильнее всего тронула вас?
– В рождественский праздник я поднялся на борт с украинским экипажем, поздравил, раздал подарки и уже готов был уходить, когда молодой моряк попросил разрешения проводить меня до трапа. Весь недолгий путь он рассказывал мне о своей семье и весь светился. А на прощанье он крепко пожал мне руку и сказал: «В моей душе будто что-то перевернулось. Мне так захотелось сделать сейчас что-нибудь доброе. Спасибо, что вы пришли к нам». Для меня эти слова стали наградой.
К сожалению, чаще приходится разделять не радость, а скорбь. Так, в январе моряки российского экипажа обратились с просьбой освятить их судно «Святой Серафим» — в машинном отделении на рабочем месте от сердечного приступа умер механик. После совершения обряда освящения, разделяя с экипажем трапезу и общаясь уже неформально, я познакомился с поваром. На судно «Святой Серафим» женщину привела трагедия: несколько лет назад ее муж, моряк, работавший на этом судне многие годы, пропал без вести. В память о нем она и пришла работать сюда, с теми, кто знал его и был с ним рядом.
А недавно в храме Новомучеников и Исповедников Российских почти одновременно ко мне обратились две женщины, потерявшие своих близких и родных моряков — мать без вести пропавшего у берегов Франции сына и жена умершего у берегов Канады мужа. Встречаемся, общаемся, вместе молимся.
– Моряки – верующие люди?
– Скорее, суеверные. Это объясняется тем, что в работе они сталкиваются с колоссальными опасностями и стихийными явлениями. Церковь не одобряет суеверие, но и оно может привести человека к Богу. Любая трудная ситуация дается нам не просто так.
В помощь морякам
Если в России «морской батюшка» всего один, то в мире их сотни. Морская миссия «Апостольство на море» с 1920 года представлена в 260 крупных морских портах мира. Капелланы обеспечивают морякам практическую и духовную поддержку, оказывают помощь в пастырских и медицинских вопросах, и даже выступают посредниками в спорах, касающихся оплаты и условий труда. Члены экипажей знают, что могут довериться и полностью положиться на капеллана, для многих моряков это своего рода «спасательный круг».
Источник: Южная территориальная организация РПСМ
Наверх