В Москве начал работу Совет Российского профессионального союза моряков. В течение трех дней лидеры территориальных/региональных организаций обсудят положение дел на местах, рассмотрят текущие вопросы, поговорят о подготовке к очередному VIII съезду РПСМ.
Перед началом заседания члены Совета почтили память председателя Камчатской первичной профсоюзной организации Российского профсоюза моряков (КППО РПСМ) Анатолия Иосифовича Москаленко, который ушел из жизни 25 февраля 2016 года после продолжительной болезни, минутой молчания. Затем перешли к обсуждению вопросов, внесенных в рабочую повестку.
Так, живое обсуждение среди членов Совета вызвал вопрос об электронной системе учета членов профсоюза.
– Мне кажется, эта система удобна, интересна и перспективна. Не сомневаюсь, что она придется по душе морякам, состоящим в рядах РПСМ. Вместо бумажной карточки моряки получат электронную пластиковую карту, использование которой даст им определенные бонусы, – сказал председатель РПСМ Юрий Сухоруков. – Мы все понимаем, что внедрение этой системы не произойдет быстро, на это потребуется время, но рано или поздно, она заработает, и от этого выиграют все.
– Это хорошая система, – говорит председатель ППО моряков г. Владивостока Петр Осичанский. – Она хорошо подходит для крупных организаций. Но на флоте, когда моряк сегодня работает на одну судоходную компанию, завтра – на другую, несколько иная ситуация. Однако если адаптировать эту систему учета к нашей специфике, думаю, от этого будет только польза.
Участники заседания согласились с тем, что чипизация всего населения страны неизбежна, а потому решили приступить к реализации этого проекта в пилотном режиме в нескольких регионах. На первом этапе на электронную систему учета постепенно перейдут три организации: Северная РО РПСМ, Черноморо-Азовская ТО РПСМ, а также ППО моряков РПСМ г. Севастополь. После того, как система пройдет обкатку и в ней будут выявлены и устранены недочеты, планируется, что на такой стиль работы перейдут все организации РПСМ.
Как утверждают специалисты компании-разработчика программы электронного учета, она очень проста в установке и использовании. Один из плюсов: программа позволяет заводить карточку члена профсоюза только один раз, и даже если моряк переехал жить или работать в другой регион, карточка не теряет своей силы, а моряк всегда остается на связи с профсоюзом.
Работа с курсантами морских учебных заведений – еще одно направление профсоюзной работы. Будущие моряки должны знать, куда обращаться в случае нарушения прав и на какую помощь они могут рассчитывать как члены профсоюза. Поэтому на заседании Совета подробно говорилось о необходимости разъяснительной работы среди курсантов, приводились примеры успешной работы первичных профсоюзных организаций: сотрудников и курсантов Беломорско-Онежского филиала ФГОУ ВПО Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций РПСМ и Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского. В МГУ им. Г. И. Невельского, к слову, с 1 января 2016 года введены три именные стипендии РПСМ для самых одаренных курсантов, что стало значимым событием в жизни высшей мореходки Владивостока.
– Только на одном механическом факультете 40 отличников, – рассказал Николай Задоянов, председатель Тихоокеанской региональной организации РПСМ. – Они приходили в профком к Геннадию Ивановичу Чуеву и спрашивали – а почему не я, почему не выбрали для получения стипендии меня. На что получили ответ: дерзайте, все в ваших руках.
Действительно, курсантам МГУ им. Г.И. Невельского есть за что бороться: никому не помешает дополнительная стипендия в размере 5000 рублей, которую лучшие студенты будут получать в течение всего учебного года. При этом курсанты теперь хорошо усвоили, что такое РПСМ, Международная федерация транспортников (МФТ) и что они делают для моряков по всему миру.
Хорошее знание теории – это важная часть обучения, но без плавательной практики дорога в море многим ребятам закрыта. А это именно та проблема, с которой сталкиваются, например, курсанты в Петербурге. Ее усугубляет отсутствие учебных судов, где ребята могли бы освоить навыки профессии, а также несовпадение учебного плана со сроками практики, на которую не очень охотно берут судоходные компании. Вот и получается, что по окончании обучения в море могут идти в лучшем случае лишь половина выпуска.
В ходе работы Совета РПСМ решено обобщить опыт работы с курсантами на местах, разработать программу и посвятить один из номеров журнала «Морской профсоюзный вестник» проблемам, с которыми сталкиваются курсанты на пути в профессию.