23.03.2016

Как справляться с опасными ситуациями на судне

Британское отделение Клуба взаимного страхования (Britannia P&I Club) опубликовало инструкцию по предупреждению травматизма на борту. Инструкция не является чем-то новым: в учебных центрах моряков обучают вопросам охраны труда, требованиям, которые нужно соблюдать как при работе на высоте, так и в закрытых помещениях: в трюмах, танках, коффердамах и других опасных местах. Правила безопасности прописываются в политике по охране труда компаний, в инструкциях по охране труда моряков, есть они и в Конвенции МОТ-2006, кроме того, морская общественность неоднократно обращала на это внимание. Так, например, на ежегодных семинарах старшего командного состава судов компаний ПАО «Совкомфлот» постоянно говорится о правилах безопасности труда. Внимание старшего командного состава обращается на предельно внимательное отношение к курсантам, которые проходят производственную практику на бортах судов.

И всё же молодые моряки находятся в зоне риска из-за отсутствия опыта и иногда не получают в полной мере подробных инструкций от старших коллег. Предпосылок для получения травмы масса – от возможности банально поскользнуться на палубе до недооценки опасности в замкнутых пространствах, пишет safety4sea.com.

Помещения на судне. Несчастные случаи в замкнутых пространствах из года в год приводят к серьёзным травмам. Например, когда члены экипажа работают в закрытом помещении, недостаточно продегазированном и плохо проветриваемом, из-за недостатка кислорода или из-за наличия токсичных легковоспламеняемых газов может произойти несчастный случай.

Падения. На судне моряки часто вынуждены  работать на высоте, надев пояс безопасности и захватив с собой инструменты. Однако даже несмотря на меры безопасности, были случаи, когда моряки погибали или получали серьёзные повреждения, упав с большой высоты. Также были зафиксированы случаи, когда члены экипажа падали в трюм.

Человек за бортом. Это нередкая и весьма опасная ситуация как для моряков, так и для спасателей. Хоть моряков учат, как справляться с такой ситуацией, неблагоприятные погодные условия, неспокойное море могут помешать спасательной операции. В широтах, где чрезвычайно низкие температуры воды, упавший за борт может погибнуть от переохлаждения или схожих серьёзных состояний организма (в 1982 году именно так погибли моряки теплохода «Механик Тарасов» из-за кораблекрушения в Северной Атлантике).

Удар электрическим током. Смерть от удара током также случается иногда на борту судна. Оставленные под напряжением электрические соединения, оголённые провода и несоблюдение простых мер безопасности при работе с электричеством могут стать причиной фатального исхода.

Несчастные случаи в машинном отделении. Все, кто работает на судне, должны понимать опасности, которые таит в себе машинное отделение. Например, может взорваться котёл в результате того,  что топливо попало в топку котла.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут справиться с опасной ситуацией, по мнению Клуба:

? Если вы опасаетесь, что какое-то задание может быть небезопасно, скажите об этом руководителю работ до того, как приступить к работе. Более опытные члены команды или судовой офицер смогут помочь советом.

? Убедитесь, что прошли всю необходимую подготовку и выслушали инструктаж перед выполнением задания. Также принимайте во внимание все предупреждающие знаки на судне. Если сомневаетесь – попросите более опытного коллегу дать Вам наставления, пока не убедитесь, что готовы приступить к работе.

?Некоторые компании снабжают плавсостав красными карточками. Если кто-то показывает её, это означает, что все должны немедленно «прекратить работу». Если Вы обнаружите, что находитесь в опасной ситуации, просто покажите карточку, чтобы коллеги поняли, что работы должны быть остановлены, а вам требуется помощь.

Есть советы и по тому, как обезопасить себя в замкнутых помещениях, а также о том, как оказать первую помощь.

? Перед тем, как зайти в закрытое помещение, убедитесь, что атмосфера внутри безопасна для человека.

?Воздух в замкнутых пространствах, например, в трюме,  может быстро меняться и стать смертельно опасным в зависимости от условий окружающей среды и от типа размещённого там груза.

? Старайтесь не находиться в замкнутом пространстве, если есть возможность выполнить работу в другом месте.

? Если избежать работы в замкнутом пространстве нельзя, неукоснительно соблюдайте Правила безопасности на работе.

?Безопасная работа также подразумевает наблюдение со стороны руководителя работ и общение с более опытным коллегой. Обращайте внимание на предупредительные знаки, если таковые имеются.

? Если Вы не являетесь членом той части экипажа, которая должна работать в замкнутом пространстве, не входите в помещение, даже если хотите оказать помощь коллеге.

? Подготовка к работе должна включать проверку средств индивидуальной защиты, средств связи, спасательных инструментов, аптечки.

? Противогазы или спецприспособления для дыхания в случае срочной эвакуации обеспечивают моряков ограниченным количеством кислорода, достаточным для того, чтобы покинуть место с небезопасной атмосферой. Эти приспособление нельзя использовать, чтобы работать или пытаться снова войти в заражённое токсичными газами помещение. 

Как отмечает главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) Евгений Хижняк, анализ производственных травм членов экипажа судов показывает, что молодость моряка вовсе не означает, что он больше подвержен травмированиям. Молодые моряки попадают в список наравне с опытными коллегами. Так что и взрослые, и более юные моряки должны соблюдать правила охраны труда и требования хорошей морской практики. Моряк, который чтит требования правил и инструкций по охране туда, работает более безопасно и грамотно.

«К сожалению, за период работы на флоте даже опытный моряк может получить травму. Это зависит от многих факторов: возраста судна, продолжительности работы в рейсе, условий окружающей среды, эмоционального состояния моряка. Всё это накладывается одно на другое. Моряки не зря подвержены травмам: эта профессия входит в десятку отраслей по всему миру, где травматизм на высоком уровне. Моряки будут живы и здоровы, если будут соблюдать нормы охраны туда», ­­– заключил Евгений Хижняк.

↑ 

Наверх