24.03.2016

Фитнес на борту, или как моряку сохранить здоровье

Часть первая

Тому, кто решил посвятить себя мореплаванию, необходимо постоянно держаться себя в форме, ведь даже Удостоверение личности моряка без прохождения медкомиссии не получить. Несмотря на то, что моряки проходят строгую медкомиссию перед тем, как попасть на судно, это не защищает их от рисков, которым они подвергаются в море. Ситуация усложняется отсутствием на борту врача.

Особенность отрасли подразумевает не только риск получить производственную травму, но и угрозу болезней, неизбежно сопутствующих профессии моряка. Причины недугов могут быть самыми разными – это и длительные рейсы, работа в условиях шума и вибрации, электромагнитные излучения, смена климатических и часовых поясов, оторванность от семьи, стрессы при проходе пиратских зон и т.д.

Кто не рискует, тот не работает в море 

Статистика показывает, что здоровье моряков чаще страдает именно от заболеваний, чем от производственных травм. Исследования на эту тему среди 3,921 моряков между 2008 и 2011 годами проводили сотрудники Йельской школы медицины из Нью-Хэвена, Коннектикут. Результаты показали, что случаи заболевания среди моряков гораздо более распространены (70,5%), нежели травмы (29,5%). Неработоспособность, сопровождающая болезнь в 54,3% случаев, чаще всего вызвана гастроэнтеритом, дерматологическими и респираторными заболеваниями. На риск возникновения заболевания влияют такие факторы, как возраст, должность на судне, условия рабочего места. Целью подобных исследований, как отмечают авторы, является выработка превентивных мер, которые помогут в будущем снизить риск возникновения болезни или получения травм. 

Согласно статистике, случаев серьёзных заболеваний среди плавсостава гораздо меньше. Стоит отметить, что работы в этом направлении публикуются редко, поэтому мы приводим масштабные исследования 1998 года. В этой работе для Международного исследовательского центра мореплавателей доктор Викраматилэйк анализирует заболеваемость малярией и гепатитом и приходит к выводу, что случат этих болезней среди моряков крайне скудны. Так, среди датских моряков с 1986 по 1993 годы было выявлено всего 25 случаев малярии. С 1986 по 1993 годы среди датских моряков было выявлено 12 случаев гепатита А. Исследования среди скандинавских моряков показали, что чаще гепатитом А болеют люди в возрасте от 50 до 59 лет. Чуть меньше подвержена риску группа людей возрастом от 60 до 69 лет. Примерно такой же показатель у 40-летних испытуемых. Моряки моложе 40 лет почти не показали случаев выявления заболевания. Напротив, гепатитом В чаще болеют  как раз молодые – в возрасте от 20 до 29 лет. При этом если сравнивать число инфицированных среди военных и коммерческих судов, то частота заболевания первой группы в три раза выше – 31%, в то время как мореплаватели коммерческих рейсов подвержены вирусу только в 13% случаев.

Как отметила доктор Викраматилэйк, риски, связанные со здоровьем, – часть работы моряков. Тяжёлые случаи вылечить без профессиональной помощи нельзя, но предотвратить некоторые заболевания можно и самому: достаточно силы воли и регулярности в следовании простым правилам.

У кого что болит

Список профессиональных заболеваний моряков довольно внушителен. Здесь свою роль играет оборудование, с которым работает персонал. Так, современные двигатели при работе могут доводить уровень шума до 120-150 дБ при уровне бытового шума в 45-60 дБ. В результате такого воздействия на слуховой аппарат возникает повреждение кохлеарного нерва, что приводит к тугоухости и ишемической болезни сердца. Через 10 лет работы в таких условиях потеря слуха может составлять в среднем от 10 до 55%. От акустических колебаний страдают также нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, иммунная системы, что в конечно счёте наносит удар всему организму.

Кроме того, судовое оборудование (например, главный двигатель или вспомогательные механизмы), которым управляют моряки, может стать причиной синдрома так называемой вибрационной болезни. Симптомами являются покалывание в пальцах, боли в предплечьях и запястьях. Болезнь может осложниться недомоганием сердечной мышцы, пищеварительной и нервной систем.

В последние годы возросло число моряков, страдающих раковыми поражениями. Наиболее распространённые типы – рак лёгких и почек, лейкемия и лимфома. Одной из причин является оборудование судов, излучающее мощные электромагнитные лучи. Они негативно воздействуют на эндокринную, иммунную  и репродуктивную системы, зрение, обостряют уже имеющиеся хронические патологические процессы в организме. Те, кто работает с нефтью, химическими материалами подвержены раку мозга и лейкемии.

Моряк, работающий в самых дальних уголках планеты, может навести на мысль о наличии у него, прежде всего, «экзотических» заболеваний. Конечно, моряки, несмотря на прививки, не застрахованы от эпидемий и пандемий, вроде холеры, малярии, туберкулёза, жёлтой лихорадки и, особенно, вспышек новых инфекций. Но такие случаи встречаются гораздо реже, чем более простые «бытовые» заболевания.

Как показывают исследования, самые распространенные болезни среди командного состава – это болезни органов дыхания (ОРВИ, грипп, бронхит, пневмония). Из заболеваний желудочно-кишечного тракта – язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (у людей после 30 лет) и гастрит (в основном, им страдают молодые).

Заболевания разнятся не только в зависимости от возраста, но и от ранга. Так, у судомехаников чаще встречаются болезни органов кровообращения: ишемическая болезнь сердца, у судоводителей – варикозное расширение вен, поскольку они вынуждены долго стоять, капитаны чаще истощают нервную систему.

Одной из самых распространённых угроз для плавсостава остаётся гипертония. Она может стать результатом постоянного стресса, курения, отсутствия физических нагрузок. Заболевание может привести к почечной недостаточности и сердечным приступам.

Другое распространённое среди моряков заболевания, вызванное стрессом, затрагивает сердце и сосуды. Наследственность, возраст, нездоровый образ жизни и тяжёлые условия труда могут спровоцировать появление сердечно-сосудистых заболеваний.

Повышает риск возникновения обоих недугов ожирение, которое, как правило, заболеванием не считают. Его причинами могут стать неправильное питание, нарушение обмена веществ, гиподинамия, нервно-психическое перенапряжение, перемена климатографических условий.

Здоровые питание и образ жизни, регулярная физическая активность могут помочь предотвратить появление как гипертонии, так и других сердечно-сосудистых заболеваний. Регулярные упражнения и растяжка также могут помочь в борьбе с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С этим недугом можно столкнуться при подъёме тяжёлых грузов или резком движении. 

Учитывая всё это, специалисты рекомендуют для профилактики тяжелых заболеваний, к примеру, органов пищеварения, обследоваться у специалистов до и после рейса. Полезным было бы также проходить курс реабилитационных мероприятий. Это могут быть физиопроцедуры, курс массажа, отдых в санатории, курс витаминов, прописанный после консультации с врачом.

Однако можно попытаться и не доводить дело до врачей. Как говорится, проще предотвратить, чем лечить.

Продолжение следует… 

↑ 

Наверх