РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Первомайский районный суд Владивостока вернул в прокуратуру уголовное дело об использовании рабского труда российских моряков, работавших на судах «SS Veles» и «SS ROSS» (флаг Тувалу, порт приписки – Фунафути), принадлежащих иностранной компании «Damelo Group. Inc». Таким образом, рассмотрение этого дела не может сдвинуться c мертвой точки уже почти год.
Напомним, в апреле 2015 года, после трёхлетнего расследования, уголовное дело об использовании рабского труда российских моряков, работавших на судах «SS Veles» и «SS ROSS», с утвержденным обвинительным заключением было направлено во Фрунзенский районный суд Владивостока для рассмотрения по существу. Как сообщило Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета России, следственные органы завершили расследование в отношении четверых жителей Приморского края. Глеб Клоков, Владимир Бобров, Илья Бузин и Василий Стасив обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 127.2 УК РФ (использование рабского труда человека, совершенное в отношении двух и более лиц, с применением насилия и с угрозой его применения, организованной группой). Клоков и Бобров обвиняются в совершении двух эпизодов преступления, Бузин и Стасив – в совершении одного эпизода указанного злодеяния. Максимальное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до 15 лет.
Предварительное слушание по делу началось 5 июня 2015 года во Фрунзенском районном суде. Тогда в Дальневосточном следственном управлении на транспорте отметили, что на момент начала расследования это был прецедент – подобных случаев в стране не было. Однако по ходатайству защиты фигурантов уголовного дела суд перенес слушание на 22 июля. Затем в процесс вошли два потерпевших моряка, они попросили время, чтобы ознакомиться с материалами дела. Из-за этого слушание было отложено. 7 августа оно вновь было перенесено – на 14 августа. На слушании дела 21 ноября 2015 года защита обвиняемых заявила ходатайство об отводе судьи – обвиняемые засомневались в ее беспристрастности. Суд это ходатайство удовлетворил. 13 января 2016 года судья Фрунзенского суда постановила перенаправить дело по подсудности в районный суд Владивостока по месту проживания потерпевших. В феврале 2016 года суд определил подсудность уголовного дела Первомайскому районному суду, который 22 марта принял Постановление о возвращении уголовного дела об использовании рабского труда российских моряков в прокуратуру для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Теперь инициатором возвращения дела выступил сам суд, а не защита обвиняемых. Суд усмотрел нарушения требований УПК при составлении обвинительного заключения. Так, например, при описании преступных действий Ильи Бузина, действовавшего «умышленно и согласованно с Клоковым и Бобровым», при квалификации действий обвиняемых им не вменен квалифицирующий признак «использование рабского труда, повлекшего по неосторожности наступление смерти потерпевшего»: Бузин не освободил от работы травмированного моряка В. Краевого, отказался отправить его в больницу, хотя имел для этого реальную возможность, в результате моряк скончался на борту судна.
То есть фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, свидетельствуют о наличии основания для квалификации действий обвиняемых по более тяжкой статье, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК РФ является основанием для возвращения уголовного дела прокурору.
ПОЧЕМУ «SS VELES» И «SS ROSS» СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНЫ ДЛЯ МОРЯКОВ
Четыре года назад журнал «Морской профсоюзный вестник» в материале «SS VELES» и «SS ROSS» смертельно опасны для моряков» («МПВ», № 3, 2012) рассказал историю о рабском положении экипажей на судах иностранной компании «Damelo Group, Inc», на которых при странных обстоятельствах гибли и пропадали без вести моряки. Так, на «SS ROSS» 30 августа 2011 года умер 63-летний Владимир Краевой: он получил на судне травмы, но медицинскую помощь ему никто не оказал. Вместо того чтобы списать больного моряка на берег, его заставили нести вахту. Один из инициаторов жалобы в профсоюз – Эдуард Бордаченко – пропал без вести с борта «SS VELES» 14 сентября 2011 года в Индийском океане. Родная сестра Эдуарда Ирина Бордаченко считает, что брата могли выбросить за борт.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) приложил немало усилий, чтобы компетентные органы заинтересовались проблемой, и в мае 2012 года Дальневосточная транспортная прокуратура по итогам проверки жалоб моряков возбудила два уголовных дела по статьям «Использование рабского труда с угрозой применения насилия» и «Рабский труд, повлекший за собой смерть человека».
ЧТО ВЫЯВИЛО СЛЕДСТВИЕ
Согласно материалам следствия, в 2011 году фигуранты дела Глеб Клоков и Владимир Бобров зарегистрировали на территории Британских Виргинских островов компанию «Damelo Group, Inc.». Используя ее, как прикрытие, зарегистрировали под удобным флагом государства Тувалу судно «SS ROSS». Во Владивостоке Глеб Клоков от имени оффшорной компании сформировал команду судна, подписал контракты о найме моряков на работу сроком на шесть месяцев, гарантировал им ежемесячную выплату заработной платы. Для контроля над моряками обвиняемые назначили на должность капитана судна своего знакомого Илью Бузина, а матросом – Василия Стасива. Им отводилась особая роль – контролировать поведение членов экипажа, принуждать их к исполнению трудовых обязанностей и любыми средствами пресекать попытки обратиться за защитой своих прав.
Попав на судно «SS ROSS», моряки сразу же стали заложниками: капитан, пользуясь своими полномочиями, собрал и хранил у себя документы моряков, поэтому никто из них не мог покинуть судно. Моряки находились в непригодных для нормального проживания и работы условиях: отсутствовало необходимое питание, воду выдавали несколько раз в сутки, каюты не были оборудованы системой вентиляции и охлаждения. Морякам не выплачивалась зарплата. Помимо этого, с целью еще большего порабощения, соучастником преступления – капитаном Ильей Бузиным составлялись фиктивные акты о нарушении моряками трудовой дисциплины и порчи судового имущества.
Члены экипажа, опасаясь невыплаты зарплаты и физического насилия, не могли покинуть судно и отказаться от выполнения своих обязанностей. С недовольными разбирались жестко.По словам второго помощника капитана на судне «SS Ross» Сергея Светоносова, капитан Илья Бузин избил его за то, что он посмел жаловаться, и запер моряка в каюте.
ЛИЧНО ИЗБИВАЛИ НЕПОКОРНЫХ
Следствие доказало, что Клоков и Бобров, подавляя справедливое возмущение моряков, лично избивали непокорных. Бузин и Стасив также систематически угрожали морякам и применяли физическое насилие.
Так, мотористу судна, получившему травму, было отказано в получении квалифицированной медицинской помощи и возможности обратиться к врачу в порту. Членов экипажа, сумевших вопреки запретам обратиться в Российский профсоюз моряков и Международную федерацию транспортников с сообщением о рабских условиях труда, сразу же списывали с судна.
С июня 2011 года по апрель 2012 года члены преступной группы распоряжались моряками по своему усмотрению, требуя беспрекословного исполнения требований, использовали бесплатно их труд.
По аналогичной схеме Клоков и Бобров организовали использование рабского труда моряков на фактически принадлежащем им судне «SS Veles». С сентября 2012 года по апрель 2013 экипаж сухогруза работал в нечеловеческих условиях и находился в зависимом положении, их труд также использовался безвозмездно.
Весной 2013 года вернувшиеся на родину моряки судна «SS Veles» обратились за защитой своих прав в Следственный комитет. Всего по делу в качестве потерпевших признано 17 членов экипажей, работавших на судах «SS Veles» и «SS ROSS».
СТРАХ: ВДРУГ АД СНОВА ПОВТОРИТСЯ
– Я 20 лет ходил в море, но с таким беспределом столкнулся впервые, – вспоминает Сергей Светоносов из Новороссийска, работавший вторым помощником капитана на судне «SS Ross». Он считает, что уцелел чудом. Даже спустя полгода после возвращения домой он испытывал страх перед новым рейсом: вдруг этот ад снова повторится.
На судно «SS ROSS» Светоносов устроился 14 июня 2011 года по контракту о найме с компанией «Sea Service Shipping LTD».
– Подпись под контрактом ставил ее директор Клоков, он же вел все дела от имени судовладельца, – вспоминает Светоносов. – Мне обещали, что я буду получать 3 тысячи долларов в месяц.
Однако денег он так и не увидел. Условия же на судне, по словам Сергея, были просто ужасные: санитарные нормы не соблюдались. Температура в каютах даже ночью не опускалась ниже сорока градусов. А в начале августа на «SS ROSS» произошел несчастный случай. Владимир Краевой менял дизель-генератор и упал с двухметровой высоты. Он получил сильные травмы, однако судовладельцы отдали приказ продолжать рейс. После этого судно еще пришвартовывалось в других портах, однако к Краевому, страдающему от ран, врача никто не вызывал. 30 августа Краевой скончался.
После смерти Краевого моряки стали роптать на условия жизни и труда. Им пообещали, что все наладится. Но на деле, ничего не менялось.
– Судовладельцы экономили на всем. Несколько раз были случаи, когда заканчивалось топливо. Однажды топлива не хватило, чтобы дойти до порта назначения, – вспоминает Светоносов. – В целях экономии дизельного топлива приходилось обесточивать судно в ожидании бункеровки. С питьевой водой и продуктами тоже постоянно возникали перебои. Однажды мы вообще неделю просидели без продуктов, была только кукурузная мука. О деньгах я даже не говорю. За три месяца мне поступил на карточку только один перевод в 500 долларов.
В декабре 2011 года в индийском порту Кандла экипаж обратился за помощью к инспекторам ITF (Международная федерация транспортных рабочих). Судно было задержано.
– У нас истекал срок контракта, мы требовали списания на берег и зарплаты, однако нас насильно оставили на судне. Через пять дней корабль снялся с якоря и направился в индонезийский порт Поданг, – вспоминает Светоносов.
ПОБЕГ
4 января 2012 года Светоносову и старпому удалось сбежать в Поданге. Они написали заявление в полицию, позвонили женам и попросили, чтобы те связались с консулом России в Джакарте Сергеем Карягиным.
Однако прилетевшие в срочном порядке из Владивостока представители компании «Sea Service Shipping LTD» господа Клоков и Бобров обманом вывезли моряков на самолете в Куала-Лумпур (Малайзия). В аэропорту Куала-Лумпура моряки снова смогли сбежать от своих провожатых и укрылись в стенах посольства России.
Между тем свидетель избиения Светоносова 52-летний механик Константин Удилов погиб при таинственных обстоятельствах на борту «SS Ross» 17 января 2012 года. Жена Удилова считает, что ее мужа убили.
– Костя никогда не болел, но в компании «Sea Service Shipping LTD» мне заявили, что он умер от гипертонического криза, и стали меня просить, чтобы я согласилась на кремацию тела в Сингапуре, – плачет Ольга Удилова. – Я отказалась, а когда мужа привезли, я его не узнала – он был весь в синяках. Такое впечатление, что его пытали перед смертью.
ПОЗИЦИЯ РПСМ
В Российском профсоюзе моряков уверены: гибель людей и использование рабского труда человека не могут остаться безнаказанными.
– Мы в своей работе часто сталкиваемся с пренебрежительным отношением к морякам недобросовестных судовладельцев, – говорит первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук. – Неполная выплата зарплат и компенсаций, плохое питание , отсутствие спецодежды является правилом для таких работодателей. Но то, что творилось на судах SS Veles и SS Ross - ужасающе. И самое прискорбное – участие капитана Бузина и матроса Стасива в давлении на членов экипажа. Никому не пожелал бы оказаться с такими на одном судне. Считаю, что виновные должны понести адекватное наказание. Мы будем внимательно следить за ходом дальнейшего разбирательства.
При этом в профсоюзе считают, что морякам необходимо более тщательно проверять информацию о потенциальных работодателях, чтобы не попадать в подобные ситуации. Кроме того, в РПСМ считают, что частично отвечать за случившееся с моряками должны и круинги, которые вели набор моряков на эти суда.
Наверх