РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Современное судоходство может назвать множество имен женщин, добившихся небывалых высот в морской сфере. За это во многом стоит благодарить Анну Щетинину, ставшую первой женщиной-капитаном в мире. Но существуют и другие героини, чьи имена незаслуженно оказались в тени. Эти «первопроходцы» позволили закрепить успех Щетининой и открыть двери для будущих поколений женщин-штурманов. Одной из таких героинь можно считать и Наталью Кисса – первую женщину-капитана на Азовском море.
Все обстоятельства ее появления на свет указывали на то, что Наталья Кисса свяжет свою судьбу с флотом – будущая первая женщина-капитан в Азовском море появилась на свет в семье моряка, на борту судна, в один день с выходом в Петербурге брошюры «Право женщин на море».
Наталья Николаевна Кисса родилась 26 сентября 1908 года на пароходе «Возрождение», капитаном которого был ее отец, в момент, когда судно проходило по Керченскому проливу Азовского моря. Все детство Наталья провела в Кишиневе, а в 1921 году вместе с семьей переехала в Бердянск. Отец, Николай Васильевич, преподавал точные науки в техникумах, а мать – Елена Артемовна – сидела дома с Наташей и двумя ее младшими сестрами.
В 1924 году в семье Кисса случилась трагедия – умер Николай Васильевич, оставив безработную жену с тремя детьми на руках. К счастью, зимой 1927 года Наташе удалось устроиться в судоремонт, очищать суда от ржавчины, остатков краски и ракушек. Работа была, может, и не совсем женская, но в период безработицы даже она воспринималась, как подарок судьбы. В те времена многие женщины начинали осваивать «мужские» профессии, но Наташу Кисса вынудила скорее нужда, нежели мода или политика партии.
Весной 1927 года ее приняли юнгой на портовое судно «Желанный». Там ей впервые пришлось столкнуться с предвзятым отношением к себе. Несмотря на то, что Наталья выполняла свою работу наравне со всеми, она все равно продолжала ощущать недоверие. Но упорный труд и любовь к своему делу помогли ей развеять все предубеждения на свой счет.
Вскоре Наталья сменила судно, став матросом на буксире «Рекорд». Оттуда в 1931 году ее отправили на обучение в морской техникум в Ростове-на-Дону. Во время практики Н. Кисса выполняла обязанности третьего и второго помощников капитана, плавая на различных судах Азовского пароходства. Окончить техникум Наталья смогла только в 1937 году в силу того, что ей часто приходилось отрываться от учебы, чтобы помочь матери и младшим сестрам.
Получив диплом штурмана, Наталья устроилась вторым помощником капитана на теплоход «Пионер» и совсем скоро была переведена в старпомы.
В годы Великой Отечественной войны Наталья Кисса работала вторым штурманом на рудовозе «Анатолий Серов». Судно ходило с рейсами в Одессу и Севастополь, возило боеприпасы, помогало эвакуировать женщин и детей, вывозить раненых. Особенно примечательным стало участие судна в Керченско-Феодосийской десантной операции, проходившей с 26 декабря 1941 года по 20 мая 1942 года. Во время одного из рейсов, при выходе из порта Новороссийск с боеприпасами на борту, рудовоз повредил судовой руль. Экипаж в кратчайшие сроки сумел устранить поломку, воспользовавшись портовым длавкраном и стальными тросами. По прибытии в Феодосию, моряки начали разгрузку судна несмотря на двадцатиградусный мороз и непрекращающийся обстрел с вражеских бомбардировщиков. Продлилась она порядка 17 часов и, взяв на борт раненных солдат, «Анатолий Серов» отправился обратно в Новороссийск.
Во время другого рейса, находясь под разгрузкой в Корабельной бухте Севастополя, судно было повреждено крупным снарядом, который, пробив палубу, взорвался в обшивке правого борта рудовоза. Две недели экипаж «Анатолия Серова» выгружал боеприпасы, исправлял повреждения, отбивая беспрерывные атаки вражеской авиации. В общей сложности в этот рейс им удалось отразить 42 атаки с воздуха.
Наталья Кисса участвовала во всех военных операциях вплоть до мая 1942 года, когда, из-за полученной контузии ее списали с флота. Вернуться обратно Наталья смогла только в 1945 году. Пройдя медицинскую комиссию, она устроилась на пароход «Николай Островский». В дальнейшем она сменила большое количество судов, среди которых были теплоходы «Земляк», «Судком», «Кореиз» и многие другие, пока в 1955 году Наталья Кисса не стала капитаном теплохода «Райкомвод», попав в историю как первая женщина-капитан на Азовском море.
Получив звание Героя Социалистического Труда в 1960 году, через пару лет Наталья приняла командование теплоходом «Пионер», с которого она и начала работать штурманом, а в 1965 году завершила свою морскую службу, продолжая работать капитаном в группе наставников Азовского морского пароходства, передавая свой огромный опыт молодым специалистам.
Вскоре, после смерти Натальи Кисса, во флоте Азовского морского пароходства появился теплоход под названием «Капитан Кисса». Таким способом были выражены благодарность и уважение одному из самых неординарных капитанов на Азовском море.
Прошел 61 год с тех пор, как Наталья Кисса получила звание капитана на теплоходе «Райкомвод», став первой в истории женщиной-капитаном на Азовском море. Наталья посвятила всю свою жизнь морю, но делала это не из-за почетного статуса, орденов и медалей, а из-за безграничной любви к своему делу.
Наверх