РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Когда моряк, не дай Бог, погибает или умирает на борту судна, то наследникам его или иждивенцам полагается компенсация.
«Полагается» – не в том смысле, что «должна быть по любому», как считают в таких случаях очень многие.
Не-а, обязанность судовладельца страховать моряка в большинстве флагов разных юрисдикций является необязательной, то есть, звучит без указания конкретной суммы и определения условий выплаты.
Справедливость нигде автоматически не воцаряется. Если моряк лично не застрахован, то его, как предмет, способный косвенно причинить ущерб, страхует судовладелец (как свою ответственность перед третьими лицами).
Отсюда следует, что личной страховки у вас нет, вы лишь вписаны в коммерческий договор (между судовладельцем и страховщиком) условия которого вам никто разглашать не обязан: «вот будет решение суда, тогда и поговорим».
Такая картина, если судно не покрыто коллективным договором МФТ.
Если же вы под крышей, тогда что в контракте, что в общих условиях имеется конкретная ссылка на сумму каждому иждивенцу.
Обычно право на компенсацию по условиям коллективного договора возникает с момента заключения трудового контракта и действует до момента возвращения в порт найма, но!
Имеется ссылка, если причиной травмы или смерти является, так называемая «добрая воля» – due to willful acts, судовладелец, может оспорить выплату. Однако как доказать умысел и наличие умысла (доброй воли) в случае исчезновения человека в море? Даже если исчезнувший оставил явное свидетельство в виде записки, написанной «чернилами красного цвета» (такие случаи бывали).
Случаев вышел из каюты и не вернулся никогда, даже на примере маленького Калининграда, за последние два года было около десятка. В некоторых случаях компенсация была выплачена по прошествии шестимесячного периода, когда факт исчезновения юридически заверяется в судебной инстанции. В случае другом, когда моряк действительно всё сделал с собой сам в своей каюте, в компенсации отказано.
По-любому, мы не будем рассказывать об этих случаях без согласия родственников. Но для пояснения, как страховщики и судовладельцы пытаются навести тень на плетень и обосновать отказ в выплате компенсации, мы подобрали аналогичные истории из открытой печати, не указывая персоналии.
Ведь сценарий всегда одинаков, если на судне есть коллективный договор МФТ (в другом случае, когда условия компенсации не обеспечены коллективным договором и просто вписаны в индивидуальный контракт отдельно взятого моряка, история будет другой).
Случай, когда в конце прошлого года в Персидском заливе с борта судна «BBC Neptune» (IMO 9537264, флаг Либерии) германского судовладельца «Briese Schiffahrts GmbH & Co» пропал старпом из Санкт-Петербурга.
Бесследно исчез и через шесть месяцев с даты пропажи его семья должна была получить решение суда по месту своего жительства и получить компенсацию в размере более 100 тыс. долларов. Внезапно, в марте, мы цитируем популярный среди моряков ресурс SEAFARERS JOURNAL, где-то появилось какое-то «следствие», тут же разгласившее версию, что моряк «мог» самостоятельно свести счеты с жизнью.
Как морской профсоюз, мы давно в подобной теме и потому в существование юридически легитимного следствия не верим! Случай был в иностранной компании, в иностранных водах и не просто с примесью, а весь – в иностранном правоэлементе. В таких случаях наше следствие с прокуратурой сидят и не жужжат, и если в истории со старпомом появился какой-то питерский «Шерлок», то это – представитель местного клуба международной страховой компании с задачей либо не заплатить ничего, либо заплатить по мизеру.
Например, «следователь» прямо в открытой печати разгласил письмо жены к мужу, с публичным предположением, что оно могло ранить моряка и довести до самоубийства. Хотя как читать, а может, это агрессивная мотивация кормильца семьи в крепчайших выражениях, с оборотами «если ты не возьмешь себя в руки, то через год кончишь бомжом. Соберись, надо сделать пару контрактов. Тебе не стыдно дочку на панель отправлять, если ипотеку не заплатим?»
Последнее письмо от старпома было в словах «Простите, всех подставил, плохо себя чувствую».
Трагедия явно, жена уговаривала, муж, по-видимому, сломался и не смог продолжить рейс, но где здесь «доведение»?
Другой пример, это балкер «Thisseas» (IMO 9493896, флаг Либерии).
В марте, когда судно в районе французского Бреста было задержано по обвинению за разлив нефтесодержащих вод, местный суд «повесил» на Ласкаридиса и его украинского капитана примерно 20 млн евро.
Позже, на переходе из Санкт-Петербурга в Китай, мы цитируем SEAFARERS JOURNAL от 14 марта: «По информации родственников пропавшего без вести, в ту ночь капитан вышел покурить на палубу и во время сильной качки при спуске или подъёме по судовому трапу он упал, получил травму и выпал за борт. Также говорится о том, что члены экипажа обнаружили следы крови на трапе между палубами».
Известен случай, когда калининградское судно, получив множество штрафных баллов от портовой администрации Клайпеды за несоответствие международным техническим требованиям, ночью на рейде потеряло своего капитана. В каюте нашли записку к судовладельцу с извинениями, что подвел и не справился.
И для разъяснения этого случая даем ссылку на статью «Суицид среди моряков», публикацию из вышеуказанного ресурса, автор Николай Гольбин.
Обещаем к этой теме вернуться в следующий раз.
© председатель Калининградской РО РПСМ Вадим Мамонтов
Наверх