30.03.2016

Кто скрывает правду

Еще один миф  на тему «моряк исчез с борта при невыясненных обстоятельствах», это расхожее мнение, что в таких случаях на судах под удобными флагами проводится компетентное расследование.

«Должны же нам объяснить причину».

Мол, из чего-то ведь следует то извещение, которое судовладелец должен  предоставить родным и близким пропавшего.

На самом деле ничего такого оффшорный судовладелец не «должен», и советские комплексы у него отсутствуют.

По процедуре компетентное расследование обязаны вести власти государства флага, но им, собой торгующим, – от Белиза и Бермуд до Вануату и Комор – исполнение обязанностей неинтересно, да и сил и средств у них нету. Впрочем, даже в том  случае, если б какие-нибудь Коморы решили стать подобием государства и дерзнули бы на проведение расследования, уполномочив в том власти порта, где заявлена пропажа моряка, то уперлись бы они в непреодолимое сопротивление местных властей, от администрации порта и до полицейского надзирателя.

Ответ будет стандартным: «Зачем нам возиться в особенностях вашей юрисдикции, если наша не пострадала?»

К тому же, и это главная причина, нет судовладельца, заинтересованного в дополнительном простое судна на время проведения следствия. Кому интересно стоять неделю-вторую с отвлечением работников от служб и работ, как будто у него принудительно изъяли собственность?

Да, исключения из такого правила бывают (здесь мы описываем лишь те случаи, по которым знаем всё: от названия судна до фамилии калининградского моряка, включая обстоятельства, относящиеся к делу).

Исключения такие.

Например, исчезновение капитана с борта флага Антигуа и Барбуда, излюбленного германскими судовладельцами. Человек исчез на переходе до Канарских островов, и в течение трех суток, после проведения положенных мероприятий по поиску, судовладелец известил семью как о трагедии, так и о  намерении частичной выплаты компенсации (в размере свыше 100 тыс. долларов), не дожидаясь вердикта о смерти, который автоматически объявляется через шесть месяцев после факта пропажи.

То есть, если по правилам, компенсация выплачивается через шесть месяцев, то немец заявил, что готов выплачивать прямо сейчас: капитан работал в компании давно.

В ответ родственники – и это стандартная реакция в таких случаях – обвинили экипаж в «доведении до самоубийства» и обратились в полицейские органы Испании с заявлением, что экипаж перевозил на судне наркотики, капитан попытался воспрепятствовать, за что и пострадал. В результате в Лас-Пальмасе спецслужбы всех опрашивали и обыскивали, с выгрузкой трюмов, примерно неделю. Ничего не нашли и обстоятельства «ухода» не прояснили, а судовладелец отказался от досрочной выплаты (компенсация была выплачена в положенные сроки, хотя родственники еще пытались привлечь к судебной ответственности агентство по найму).

И другой случай, когда на судне под флагом норвежского международного регистра при стоянке в Шотландии исчез старпом. Человек уехал в город на велосипеде вечером, а когда рассвело, велосипед нашли на причале, а моряка больше никто не видел. Судовладелец заявил в полицию, официальное расследование, несколько дней под свайным причалом, где на глубине 15 метров сильное отливное течение, работали водолазы, но ничего не нашли. В результате компетентное расследование было официально закрыто, но судно стояло еще несколько дней, чтобы – и других подобных случаев мы не знаем – мать пропавшего моряка смогла приехать в порт и посмотреть на место события, другой могилы не будет. Судовладелец оплатил путешествие и в короткий срок обеспечил компенсацию.

А вот как бывает обычно.

Океанский балкер, заход в порт Хьюстон, США и смерть старшего механика за три дня до окончания контракта. Родственникам в Калининграде тело доставили через два с половиной месяца с единственным документом – американским «актом гражданского состояния», где причиной смерти указано самоубийство: «самоповешение».  Документов по компетентному расследованию нет, Консульство РФ не извещено (хотя по правилам Гаагской Конвенции это теперь и не требуется, акт и апостиль с нотариальным заверением являются законными документами, но тем не менее…).

Обратите внимание, случай на территории США, однако никакой полиции и никаких следов расследования со стороны государства флага Маршалловы острова. Родственников пока что склоняют смириться с версией самоубийства, компенсация при этом не полагается, но люди ищут справедливости и о деньгах не думают. Остались мать семидесяти двух лет и сын двадцати семи.

Другой случай в той же компании – исчезновение третьего механика на переходе в Индийском океане. Молодой человек, двое детей и третий на подходе, дома жена и ипотека. В ближайшем порту захода, Таиланде, судоходная компания предпринимает собственное служебное расследование, результаты его на 180-ти страницах пересылаются жене лишь после вмешательства МФТ.

И ситуация, и общие условия действующего коллективного договора позволяют начать выплату компенсации, не дожидаясь официального вердикта. Однако компания тянет  время и неформально распространяется версия «самоубийство».

Хотя полицейского расследования не было!

Не было полицейского расследования и на траулере удобного флага, куда наш экипаж ушел через нелегальный круинг, в распоряжение исландского судовладельца, обитавшего в настоящем гараже – не больше, зато в Лас-Пальмасе. Траулер работал в Гвинейском заливе как транспорт для браконьеров, третий помощник исчез с борта, оставив записку, где от руки трудноразличимые каракули и концовка «я всем докажу, что я мужик». Моряк был настолько вменяемым, что даже не пил и не курил. А русско-исландское предприятие из канарского гаража заявило, что случай является самоубийством и в компенсации – отказано. К сожалению, нам не удалось найти тогда копии контракта, а вскоре траулер  был продан.

Зато в другом случае с «рыбаком» под флагом РФ, когда при стоянке в Кейптауне, по версии судовладельца, покончил жизнь самоубийством один из штурманов, состоялось уголовное расследование на территории РФ и согласно законодательству: и флаг, и предприятие были под юрисдикцией РФ. Инициатива расследования принадлежала вдове, юриста предоставил профсоюз, и после определенных мероприятий выяснилось, что на теле «самоубийцы» было с десяток ножевых ран, нанесенных ему в спину. Здесь была выплачена компенсация, но главное – вдова наказала виновного: следствие его выявило.

Велико у страховщиков искушение списать происшествие на борту по графе «самоубийство»! Потому что у судовладельца, покрытого колдоговором МФТ с установленной компенсацией, ответственность перед третьими лицами застрахована. Единственно, что он экономит, не обращаясь в полицию и к властям флага, это лишнее время и дополнительные деньги.

Зато страховые компании и особенно их туземные представители на местах, эти – да, могут позволить себе борьбу за экономию компенсации в ущерб репутации судовладельца.

На одном из контейнеровозов «Марлоу» ночью, при осмотре рефконтейнеров на верхней палубе, исчез вахтенный инженер. Компания не стала рыться в его компьютере, извлекать цитаты из личной переписки и раскручивать версию «впал в депрессию и ни с кем не разговаривал», а заплатила всё положенное быстро и тихо.

Так же поступила известная калининградцам компания «Край», где, на подходе к Гибралтару ночью исчез моряк. Досрочная выплата компенсации, мгновенное извещение родственников и личное выражение соболезнования.

Мы подчёркиваем, что, к сожалению, случаи подобного гуманизма в нашей практике встречаются редко. На исчезнувшего можно повесить многое и сказать о нем всякое, полистайте интернетик с резюме по некоторым инцидентам и убедитесь сами.

По нашему же мнению, если в 99% случаев полицейского расследования не было, то и говорить о причинах нечего. Отдайте бывшему работнику должное.

Подчёркиваем, единственный вид расследования под инофлагами, который практикуется, это, в лучшем случае, опрос силами судовой администрации.

Кто чего видел, слышал, дальше – без ордера или постановления – досмотр каюты с перлюстрацией электронной почты, опись личных вещей с понятыми – и всё. Дальше родственники два, а то и больше месяцев ждут тело и хоть какие-то документы.

Вот почему сложившееся положение вещей людей не устраивает, а компенсация не многих способна утешить.  Часто приходится слышать, «дойдём до конца и всё равно всё узнаем»,  и это не просто желание выговориться и тем самым избыть.

© председатель Калининградской РО РПСМ Вадим Мамонтов

↑ 

Наверх