РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
За 2015 год, по данным Maritime Asset Security & Training (MAST) – организации, обеспечивающей безопасность в море, – было зафиксировано 386 преступлений на море.
Конфликты в странах Средней Азии, Дальнего Востока и так называемой «Чёрной Африки» представляют реальную угрозу для морского сообщества и части наиболее важных судоходных маршрутов.
Сокращение территории, которая считается зоной повышенного риска пиратских нападений, в западной части Индийского океана, конфликты в Йемене и Ливии, напряжение вокруг спорных островов Спратли – всё это должно рассматриваться как серьёзные угрозы судоходству и мировой торговле, считает MAST.
Сомали и Йемен – одни из самых нестабильных государств в Африке, а ведь обе страны выходят к Аденскому заливу – основному пути судов в Европу. Сужение зоны повышенного риска в западной части Индийского океана вкупе с риском попасть под пиратскую атаку прибрежного населения обеих стран, делает зону потенциально опасным маршрутом для коммерческих судов, направляющихся в Европу.
Судоходные компании также должны помнить о конфликтах в Ливии и политической нестабильности в Египте. Ливия находится близко от Среднеземноморских торговых путей, а Египет контролирует важнейший Суэцкий канал.
Международное напряжение, связанное с претензиями Китая на острова Спратли, также должно вызывать беспокойство моряков и судоходных компаний. Коммерческие суда уже могут рассматривать варианты изменения маршрута в обход этих островов, и любое увеличение напряжения в этой области может подорвать торговлю на Дальнем Востоке.
Азия стала активным регионом для морских преступлений в 2015 году. Всего за год было зафиксировано 386 преступлений, из которых 66% (225 случаев) произошли в Азии. Для сравнения – в районе Африканского Рога (Сомали) зафиксировано лишь 16% преступлений, 17% – в районе Западного побережья Африки. При этом из 62 преступлений близ Сомали только девять – атаки пиратов. По сравнению с пиком пиратских атак в 2008-2009 годах, это число невелико. Нападения за эти два года обошлись мировой экономике в $6 млрд.
Из 255 инцидентов в Азии – 97% случаев захватов судов неизвестными. Почти половина из этих случаев закончилась ограблением, десять раз нападение было совершено с целью захвата.
Исполнительный директор MAST, бывший командир подразделения по борьбе с пиратством Королевского Военно-морского флота Гэрри Нортвуд говорит: «Очевидно, что морское дело неразрывно связано с мировыми событиями. Судоходство не застраховано от преступлений и терроризма во всех его проявлениях. Многие страны с нестабильным политическим режимом, имеющие выход к морю, порождают угрозу для судоходных путей. Высокий уровень преступлений в море, зафиксированный в 2015 году, показывает, что сейчас не время ослаблять меры безопасности. Некоторые районы, возможно, пока не столкнулись с угрозой пиратства или имели мало случаев нападений, но это не значит, что в будущем они не подвергнутся опасности. Частные суда, судовладельцы и сами члены экипажа должны наперёд позаботиться о безопасности».
Судоходство зависит от свободы передвижений. Как считают в MAST, сейчас подходящее время, чтобы приспособить стандарты безопасности к выполнению этих требований. Меры по борьбе с преступностью в Индийском океане показали, что эффект от выполнения правил есть. Однако безопасное судоходство потребует участия всех заинтересованных сторон, чтобы сделать Открытое море спокойным для жизни и работы.
Наверх