12.04.2016

Борьба с молчаливым убийцей

Закрытые помещения на судне часто называют «молчаливыми убийцами», потому что причины травм и даже смертей нельзя увидеть или потрогать — в их роли могут выступать отсутствие кислорода или ядовитые газы. Грузовой трюм, балластный танк и даже канатный ящик могут стать смертельной ловушкой для неосторожного моряка.

Эта проблема отравляет жизнь судоходной отрасли на протяжении уже не одного десятилетия. Согласно последним данным Международного форума по расследованию причин аварий в море (Marine Accident Investigators’ International Forum), с 1998 по 2009 год зарегистрирован 101 несчастный случай в закрытых помещениях на судне, погибло 93 человека. Однако неофициальная статистика рассказывает совершенно другую историю: по утверждению некоторых экспертов, предположительно один человек в день умирает из-за закрытых помещений.

Главный вопрос: почему несчастные случаи продолжают происходить, несмотря на все принимаемые меры – наличие и распространение  расширенных руководств и инструкций по безопасному входу в закрытые помещения, специальные курсы и обучение, информационно-просветительские кампании, законы, обязывающие проводить регулярные тренировки по входу в закрытые помещения.  Очередную попытку расширить понимание этой комплексной проблемы предприняли участники организованного Агентством морской безопасности и береговой охраны Великобритании (МСА) семинара «Вход в закрытые помещения», который прошёл в Лондоне в феврале этого года. Семинар собрал более 100 участников, среди которых были руководители и ключевые фигуры организаций по безопасности, судоходных компаний, морских  учебных заведений. Руководитель секции моряков в МСА, Роджер Таунер, выступивший в качестве ведущего, рассказал, что за 26 лет работы на танкерах и химовозах он лично знал пятерых человек, которые погибли в закрытых помещениях на судах с 1970 по 1976 годы, причём трое из них погибли в результате одного инцидента. «Это было больше 40 лет назад, а мы продолжаем терять людей. Необходимо задать вопрос “Почему?”  Лично я считаю, что главная причина в халатности: гибнут не только зеленые юнцы, но и опытные моряки, которые уж точно должны знать о том, что можно делать, а что – нельзя. Сказывается также отсутствие крепкой законодательной базы. Как может быть, что только с июля этого года СОЛАС (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море) обязала каждое судно иметь на борту  газоанализатор на кислород?! Стыд и позор!» — заявил г-н Таунер.

Изучение происшествий и выяснение их причин

Стив Клинч, главный инспектор MAIB (Британское Бюро по расследованию происшествий на море), представил краткий обзор недавних инцидентов в закрытых помещениях и их причин, включая серьезные происшествия на судах «Viking Islay» (2007), «Sava Lake» (2008) и «Saga Rose» (2008), повлекшие гибель двух и более людей, а также несчастный случай на борту сухогруза  «Suntis» в 2014 году, в результате которого три моряка погибли, а ещё трое серьезно пострадали. Эти случаи в очередной раз показали, что очень часто моряки действуют инстинктивно, не раздумывая заходят в закрытые помещения, чтобы спасти коллег, не предпринимая при этом никаких мер предосторожности, и в результате сами становятся жертвами. «Обычно опасность представляют грузовые трюмы, рыбные трюмы, машинное отделение,  однако существует ещё множество мест на судне, включая канатные ящики, которые следует идентифицировать как потенциально опасные. Это основное направление, в котором я будут продолжать исследования.  Судовладельцы должны определить все помещения, которые можно классифицировать как закрытые, чтобы экипаж точно знал, для работы в каких из них необходима соответствующая подготовка», — отметил Стив Клинч. Самой распространенной причиной смерти в закрытых помещениях является кислородное истощение воздуха в результате воздействия высокой концентрации оксида углерода и углеводородов. Кроме этого, несчастные случаи происходят из-за отравления различными ядовитыми газами, такими, как фумиганты на зерновозах, формальдегид, газ цианистого водорода и другие.

По словам Клинча, основное  внимание следует уделить недостатку информированности о рисках среди стивидоров в портах, которые обслуживают огромное количество судов  и часто заходят в трюмы, не имея представления о том, какой там находится груз, ничего не проверяя. В результате – десятки несчастных случаев. Безусловно, лучше всего вообще избегать входа в потенциально опасные закрытые помещения. «Если есть более безопасная альтернатива выполнения той или иной работы в закрытых помещениях — без участия моряков, то всегда следует делать выбор в её пользу.  Если же вход в помещение неизбежен, то необходимо в точности соблюдать предписанные процедуры техники безопасности. Не входите в закрытые помещения без предварительной подготовки и понимания того, что Вас  ждёт внутри», — подчеркнул Стив Клинч.

Программа  обучения

Майкл Спирс, директор школы  в South Tyneside College, и Стив Кагги из Tyne & Wear Fire & Rescue Service Training Department обсудили задачи и функции проводимых в колледже обязательных однодневных курсов по закрытым помещениям. Этот курс объединяет теорию — примеры инцидентов и описание процедур, применяющихся при входе в закрытые помещения на судне, и практику — проверку атмосферного воздуха, инструктаж по использованию дыхательных аппаратов и спасательного оборудования. «Эти курсы проходит большое количество 17-летних курсантов, которые никогда не были в море и понятия не имеют о том, как подступиться к закрытым  помещениям. Практические занятие помогают им понять риски, которые при этом возникают. После нескольких   попыток вы видите, как у них в голове начинает что-то проясняться, и они начинают понимать, что их жизни может угрожать смертельная опасность», — прокомментировал  г-н Спирс.

Другой животрепещущий вопрос поднял представитель Национального морского колледжа  Ирландии Крейг Джонсон. Он указал на трудности, с которыми сталкиваются спасатели при попытке проникнуть в закрытые помещения: часто вход туда является слишком узким для спасателей, на которых надеты дыхательные аппараты. Также он обратил внимание на то, что ресурс кислорода в дыхательных аппаратах недостаточно большой.

Регулятивная  база

Старший национальный секретарь англо-голландского профсоюза моряков «Nautilus International» (NI) Аллан Грейвсон задал вопрос, почему СОЛАС не развили, и не включили в Конвенцию пункт об обязательной подготовке к работе в закрытых помещениях  и пункт об обязательном наличии на борту спасательного оборудования.  

Настораживает то, что эта проблема, над устранением которой работают так давно, по-прежнему требует   согласованных и решительных действий со стороны регуляторов и отрасли. При этом моряки во всем мире гибнут из-за недостаточной осведомленности об опасностях, которые представляет собой вход в закрытые помещения, и процедурах, которые необходимо при этом соблюдать.   

Источник: Fairplay.ihs.com Автор: Стефен Казинз, перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх